Зандури, один из некогда самых распространенных видов пшеницы в Грузии, сегодня считается уникальным памятником преисторической культуры. "Она занимает первое место среди горных сортов пшеницы, поскольку отличается устойчивостью к почвенно-климатическим условиям», - отмечают специалисты. В 2018 году мы говорили на эту тему с молодой парой ученых - Мери Шаламберидзе и Леваном Озбетелашвили, которые начали научную работу по возрождению зандури. Они посетили и те регионы, где исторически выращивали зандури, а именно Рача-Лечхуми. Вместе с учениками и учителями этот сорт пшеницы посеяли на небольшом опытном участке в Лечхуми и результаты оказались хорошими.
Именно тогда выращиванием зандури заинтересовалась местная учительница Манони Ахвледиани, которая возродила этот эндемичный вид пшеницы в высокогорном селе в Лечхуми и возобновила местную традицию выращивания этой культуры. Сегодня она уже успешная хозяйка, кроме пшеницы, у нее есть мед и хозяйство рассады, она делает вино ...
Манони Ахвледиани:
- Зандури, можно сказать, моя судьба. Бабушка всегда упоминала сорта маха и зандури. Когда мы пекли из зандури, - говорила она, работая с тестом, и в этих словах выражала столько любви и сожаления, меня убивал детский интерес - что такое этот зандури.
Затем молодые ученые Леван Озбетелашвили и Мери Шаламберидзе возродили мои детские мечты. Чем больше я узнавала, тем больше становился мой интерес. Зандури и маха - эндемичные виды Лечхуми, для меня это больше, чем личное, и всю оставшуюся жизнь я должна посвятить его возрождению ...
- Зандури привел вас и к «Дому зандури» ... Как вы это решили и что означает название?
- Возрождение этой пшеницы – дело спешное, требует много сил и средств, но что я могла сделать, один не очень имущий педагог, дело ведь без денег не делается?! Я попросила сына поддержать меня. Мы взяли кредит, построили «Дом зандури», который объединяет демонстрационные участки эндемичных видов и сортов пшеницы, недавно разбитый фруктовый сад, амбар-музей с этноматериалами производства и потребления пшеницы, марани с этноматериалами. В этом же пространстве находится семейная гостиница и столовая с комбинацией лечхумского дома-оды и балкона.
- Какого результата вы достигли в выращивании пшеницы?
- Это самый важный вопрос. Все, что я делаю прямо или косвенно, касается пшеницы. Большой результат в том, что о зандури узнала почти вся Грузия. Семена забирало множество людей и в их планах тоже появились мысли о будущем зандури.
Если у меня будет доход, я куплю молотилку и смогу производить зерно и муку. Первой рекламно-торговой площадкой хлеба будет наш дом.
- Расскажите про ваш уголок ...
- Живу и работаю в селе Гвириши Цагеринского района. Лечхуми - горный, красивый и интересный регион. У нас умеренный климат, что позволяет развивать сельское хозяйство. Здешние фрукты, виноград, зерновые и овощи высокого качества. Мы не используем ядохимикаты.
- Вы уже известный предприниматель, как вам этого удалось?
- Статус предпринимателя - не шуточное дело. Это требует много тяжелой работы и самоотверженности. В моей природе - любить труд и землю. В течение лет я занималась овощеводством и животноводством, у меня есть мед, я делаю вино, заготавливаю фруктовый сок. В прошлом году даже было вишневое вино, гости им восторгались.
- Ваш дом превращен в музей, собраны старинные сельскохозяйственные орудия, которые в основном использовались для выращивания хлеба. Как вы собирали эти предметы?
- Я начала искать этнографические предметы с того времени, как обнаружился зандури. В основном мне дарили, и я старалась выразить благодарность небольшими ответными подарками. Большинство вещей были в моей семье, некоторые я собрала в близлежащих деревнях.
- В чем вам помешала пандемия?
- Помешать она все-таки не могла, потому что я только начала это дело. Я хотела все в одном пространстве и вместе. Я больше не могу терять время из-за возраста. За лето я приняла много гостей и использовала закрытие при второй волне пандемии для развития. Пшеница, вино, пчелы и яблоки - основные направления моего хозяйства. Гостям на дегустацию предлагаю свои продукты.
- Вы справляетесь с делом в одиночку наряду с педагогической деятельностью?
- В основном я работаю одна. В последнее время мне помогает девушка-подруга. Когда она смотрит на мою тяжелую работу, то не жалеет своих сил. Мой сын поддерживает меня, он со мной в самые трудные моменты, хотя эмоционально и физически я уже на грани переутомления. Это очень сложно, за два года все это создать почти в одиночку, но знаю, что выдержу, а точнее уже выдержала. Я с надеждой смотрю в будущее.