Говорят, что однажды утром в Тбилиси перед гостиницей, где остановилась актриса, танцовщица и певица Маргарита де Севр, появился длинный караван повозок...
Они были загружены бесчисленным количеством свежесрезанных красных роз. За этой необычной процессией следовал переехавший в Тбилиси человек родом из Мирзаани, которого горожане звали Никала... И все знали, что он художник...
Теперь же, буквально несколько часов назад, он продал свой маленький духан, на эти деньги купил все цветы, которые продавались в городе, и с 9 нагруженными ими повозками направлялся к женщине, которая, приехав на гастроли, зажигала на сцене настоящий огонь своим изумительным танцем... И художник полюбил...
Любовь бедняка Никалы была обреченной и несчастной.
Когда Маргарита поняла, что художник потратил последние гроши и у него ничего не осталось, она потеряла к нему интерес и полностью переключилась на богатых поклонников.
Однажды пришедшего к Маргарите Никалу встретила открытка, которой актриса, уехавшая в Париж, прощалась с ним навсегда.
Она уехала... И осталась перенесенной на полотно любовью Никалы – это «Актриса Маргарита».
«Актриса Маргарита», 1909
Испытанные боль и разочарование наложили на одинокого художника вечный отпечаток. Он стал молчаливым, замкнутым и тихим. В то же время невыносимая бедность, несочувствующее и часто даже насмешливое отношение общества клешней хватали за горло…
«Жизнь моя мука. Я ужасно страдаю от произвола всех духанщиков, кинто и прочих подонков. Я знаю историю своей страны, знаю Руставели, Илью, Важу... Я рисую их по-своему. Пусть другие смеются над моими работами, а я иду своим путем...» - это слова Нико Пиосмани, сказанные им Ладо Гудиашвили в 1915 году, когда тот нашел гения под лестницей, измученным и слабым, чтобы отдать ему небольшую собранную сумму денег.
Болевший в подвале, случайно найденный соседом, Никала умер в больнице в 1918 году.
Кадр из фильма "Пиросмани"
Символично, что нет его могилы. Как говорит Гия Бугадзе, как нет могил Иисуса, царицы Тамары, Руставели, Моцарта и многих других людей-исполинов... они были как бы неземными, такими великими, что нам не должны были оставаться их останки.
И вот... проходит время, и Никала становится Никалой! И весь мир будет увлечен им.
...
В марте 1969 года полотна Пиросмани размещают в залах парижского Музея декоративного искусства.
Маргарита де Севр (слева)
Директор Тбилисского художественного музея, которому поручено организовать эту выставку в Париже, вдруг замечает вошедшую в зал восьмидесятилетнюю даму, которая со странной взволнованной улыбкой просит куратора выставки сфотографироваться рядом с «Актрисой Маргаритой»...
Это та «Маргарита»... Маргарита де Севр!.. Пришедшая посмотреть полотна Пиросмани... Вечная любовь Никалы...