В Тбилисском музее фотографии и мультимедиа состоялась церемония награждения победителей фотоконкурса «Семейные узы».
В фотоконкурсе, который проводился при финансовой поддержке ЕС, приняли участие профессиональные фотографы из шести стран Восточного партнерства - Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении и Украины. Они представили серию фотографий на тему «семейные узы», и по одному победителю от каждой страны получили награду в размере 1000 евро.
Победительницей из Грузии стала Натела Григалашвили с проектом «Последние дни грузинских кочевников».
На церемонии награждения присутствовал посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский, который лично вручил награды победителям.
По словам посла, с помощью этого фотоконкурса ЕС с гордостью подтверждает свою готовность содействовать межкультурным отношениям и демонстрировать силу фотографии как «отражения реальности и орудия перемен».
Победительницей от Грузии стала Натела Григалашвили, фотограф-документалист, проживающая в Тбилиси. В основном она работает над долгосрочными документальными проектами в разных селах Грузии. Более 30 лет занимается фотографией, долгое время работала фотокорреспондентом различных изданий, а последние 15 лет - свободный фотограф. Ее проект-победитель «Последние дни грузинских кочевников» исследует жизнь кочевых семей в высокогорных районах Аджарии.
- Что значит для вас победа в этом фотоконкурсе, поддерживаемом ЕС?
- Вообще, когда участвуешь в конкурсе, все равно на что-то надеешься, правда, я всегда смотрю на это с сомнением и меньше думаю, что выиграю, а что касается победы в этом конкурсе, то это большой стимул. Стимул продолжать, двигаться с большей радостью, иметь больше энергии. Победа означает, что тема кого-то заинтересовала, кому-то понравилась, хотя и без победы я бы продолжила работу, но теперь продолжу с большим энтузиазмом.
- Вы снимали в Аджарии, и ваша серия называется «Последние дни грузинских кочевников». Почему вы решили заняться этой темой и что хотели сказать, работая над ней?
- Я работаю в основном в регионах Грузии и меня очень интересует тамошняя жизнь, с помощью камеры я провожу своего рода исследование о людях, проживающих в регионах. Что касается высокогорной Аджарии, то думаю, что этот регион, а конкретно то ущелье, где я снимала эту серию, больше всего сохранили древний образ жизни. Там тоже, конечно, всеобщая глобализация потихоньку все стирает, мы не можем ее остановить, но у камеры есть возможность сохранить историю сегодняшнего дня, которая меняется у нас на глазах. Даже по сравнению с тем, что было несколько лет назад, многое уже изменилось, например, люди потихоньку покидают села и переезжают в города. Даже если они вернутся спустя годы, конечно, это будет уже не то, они многое потеряют, хотя бы забудут понемногу какую-то традицию. Я хочу рассказать другим об этих гениальных людях через свою камеру. Это действительно удивительные люди - они сохранили то, чего уже нет у нас, горожан: больше любви, поддержку, гостеприимство и большую любовь к природе.
- Как возникла идея назвать серию фотографий «Последние дни грузинских кочевников»?
- Высокогорная Аджария – это место, где сохранился кочевой образ жизни. Некоторые в год меняют два, некоторые четыре места, то есть зимой живут в селе, потом, как только сойдет снег, перебираются выше. Название этого проекта немного пессимистично, но я все же думаю, что мы можем понять обе стороны - мало-помалу, хотим мы того или нет, этот уклад кочевничества тоже стирается, и в то же время сегодня только они сохранили такой образ жизни, кочевничество. Они переезжают целыми семьями и находятся в таком движении.
- Как долго вы работали над этим фотопроектом?
- Я начала снимать с 2016 года, но это не значит, что я все время в высокогорной Аджарии... Я делаю это по возможности - весь год коплю деньги, чтобы поехать туда. В последний раз, например, я провела там месяц. Очень хотела поехать и зимой, но не смогла по состоянию здоровья. Надеюсь, скоро все наладится и я проеду снова...
Фотопроект полностью тут