Грузинская борьба была чрезвычайно популярна в Гори. На соревнования в этом городе собирались известные грузинские борцы. Наблюдать за тем, как состязаются силачи, было одним удовольствием. Поэтому на соревнованиях по грузинской борьбе, которые проводились на арене у слияния рек Мтквари и Лиахви в Гори, никогда не было недостатка в зрителях.
Весьма интересно взглянуть на грузинские соревнования по борьбе в Гори глазами популярного американского писателя, нобелевского лауреата в области литературы Джона Стейнбека (1902–1968).
Стейнбек путешествовал по Советскому Союзу в 1947 году. Он побывал и в Грузии, останавливался в Гори. Во время его визита прошли соревнования по грузинской борьбе на знаменитом ринге у слияния рек Мтквари и Лиахви. Стейнбек описал происходившие там события.
Вместе с Джоном по Советскому Союзу путешествовал знаменитый фотожурналист Роберт Капа (1913 - 1954), оставивший после себя много интересных фотографий той поездки по СССР. В его объектив попал и турнир по грузинской борьбе в Гори.
Предлагаем отрывок из книги Джона Стейнбека «Русский дневник», повествующий о соревнованиях борцов в Гори, а также фотографии Роберта Капы.
«Мы брели по посыпанным гравием дорожкам, разглядывая цветы, как вдруг услышали странную музыку, которая доносилась из глубины парка. Было похоже, что играют на волынках и барабанах. Мы пошли на звук и увидели трио: двое мужчин играли на флейтах, а один – на маленьком барабане. Вскоре мы поняли, почему музыка напоминала игру на волынке: флейтисты надували щеки, а когда переводили дыхание, то из-за того, что щеки были надуты, флейта звучала без перерыва. Музыка показалась нам какой-то варварской, дикой. Музыканты стояли у входа на площадку, окруженную высоким дощатым забором. Деревья вокруг забора были облеплены детьми, которые с интересом заглядывали за ограждение. Тут мы обрадовались, что оказались в парке, потому что в этот день здесь проходил финал национальных состязаний по грузинской борьбе. Эти соревнования шли уже три дня, и сегодня должны были определиться чемпионы республики.
Оказывается, дощатый забор окружал нечто вроде арены с сиденьями для зрителей. Сам борцовский круг, засыпанный толстым слоем опилок, имел в диаметре около тридцати пяти футов (чуть более десяти метров). Возле него стоял судейский стол, а позади стола находился маленький домик – раздевалка для участников.
Нас встретили как очень дорогих гостей: освободили место на скамейке и проход, чтобы Капа мог фотографировать участников состязания.
Музыканты уселись в первом ряду, затем были вызваны участники. Они были одеты в странные костюмы: короткая холщовая куртка без рукавов, холщовые ремни, короткие трусы. Обуви на них не было.
Бойцы попарно подходили к судейскому столу, отмечалась, а потом становились друг против друга по разные стороны круга. В этот момент музыканты начинали играть свою дикую мелодию, сопровождаемую громким барабанным боем. Соперники подходили друг к другу – и завязывалась схватка.
Это была любопытная борьба. Мне показалось, что более всего она походила на джиу-джитсу. Участникам не разрешается прикасаться к телу соперника, хвататься можно только за куртку и ремень. После фиксации захвата в дело идут подножки, перенос центра тяжести с целью вывести соперника из положения равновесия, броски и туше.
На протяжении всей схватки звучит та самая дикая музыка. Она прекращается только тогда, когда одному из борцов объявляется поражение. Поединки были недолгими: для того чтобы один из борцов оказался на земле, хватало одной минуты. В тот момент, когда поединок заканчивался, к столу судей подходила и отмечалась другая пара. Этот вид спорта требует невероятных скорости, силы и техники. Некоторые атаки были настолько яростными и быстрыми, что соперник пролетал по дуге и приземлялся на спину.
Соревнования продолжались, и по мере того, как участников становилось все меньше и меньше, публика возбуждалась все сильнее. Но нам пора было уходить...».