В декабре, не позднее чем через 1 месяц после предоставления Евросоюзом Грузии статуса кандидата, парламент Грузии во всех трех чтениях примет конституционный закон, согласно которому парламентские выборы 2024 года и последующие парламентские выборы будут проводиться по полностью пропорциональной системе и при 2%-м избирательном барьере, - об этом заявил на брифинге председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе.
По его словам, это решение создаст оптимальную политическую данность в стране.
«Мы приняли следующее решение: в декабре, не позднее чем через 1 месяц после предоставления Евросоюзом Грузии статуса кандидата, парламент Грузии во всех трех чтениях примет конституционный закон, согласно которому парламентские выборы 2024 года и последующие парламентские выборы будут проводиться по полностью пропорциональной системе и при 2%-м избирательном барьере.
Это политическое обязательство мы берем от имени политсовета партии и парламентского большинства перед Европейским советом и Еврокомиссией.
Глубоко верим, что получение Грузией статуса кандидата поможет снизить степень поляризации в стране, после чего полностью пропорциональная избирательная система с 2%-м избирательным барьером создаст в 2024 году оптимальную политическую данность для страны.
Мы уверены, что в 2024 году даже в условиях 2%-го барьера победим «Национальное движение» с его сателлитами, что является необходимым условием мирного, демократического и стабильного развития нашей страны», - заявил Кобахидзе.
По его словам, на сегодняшний день, с 2024 года в Грузии будет задействована полностью пропорциональная избирательная система с 5%-ым барьером, которая является самой распространенной системой в странах ЕС.
Как отметил Кобахидзе, эта система полностью соответствует лучшей европейской практике и правовым стандартам.
«Кроме того, порог в два процента или ниже из-за связанных со стабильностью политической системы рисков, действует только в двух странах ЕС. Исходя из этого, снижение барьера ни в коем случае не могло быть выдвинуто со стороны ЕС в качестве предварительного условия для получения статуса кандидата. В таких условиях снижение барьера остается чисто политическим вопросом, и с нашей стороны и в дальнейшем он будет обсуждаться в этом разрезе.
Естественно, относительно высокий барьер субъективно благоприятствует «Грузинской мечте», а относительно низкий – «Национальному движению», что подтверждается простой математикой: например, на прошлогодних выборах только две партии преодолели 5%-й барьер, из которых «Грузинская мечта» получила 47%, а «Национальное движение» - 33%. Естественно, сократить такую разницу до 2024 года «Национальное движение» никак не сможет. Однако на тех же выборах две партии-сателлита «Национального движения» также получили более 2% голосов. Соответственно, в противовес 47% «Грузинской мечты», «Национальное движение» и его сателлиты получили 42% голосов. Естественно, искоренение 5-процентной разницы — относительно реалистичная задача для «Национального движения».
То есть, на примере прошлогодних выборов легко увидеть, что в условиях 5%-процентного барьера у «Национального движения» в 2024 году не будет шанса на успех, а в условиях 2 % барьера, шанс возвращения им власти значительно возрастает.
Как мы уже отмечали, 5%-й барьер совершенно легитимен и рационален. Соответственно, установка относительно низкого барьера, что означает дать определенную фору «Национальному движению», может нам стоить только в том случае, если этим шагом, взамен получим какую-то очень важную пользу для страны», - заявил Кобахидзе.