От молодого грузинского ученого, живущего в штате Вашингтон Отара Иоселиани я услышала интересную историю, после чего мне потребовалось провести небольшое расследование. Вот что рассказал мне Отар:
«Прежде, чем приехать в Сиэтл я изучил, что можно увидеть, и обнаружил, что на кладбище Capitol Hill's Lake View похоронен знаменитый мастер восточных боевых искусств Брюс Ли, поэтому, а как только прибыл в Сиэтл, мы решили отправиться на могилу. Для тех, кто увлечен восточными единоборствам, интересно все, что связано с именем Брюса Ли. Посещение его могилы – особый факт, поэтому на кладбище всегда есть посетители. Короче говоря, мы с моим другом, успешным грузинским ученым Вахтангом Шелия, обладателем черного пояса по карате, отправились на Сиэтлское кладбище. Для меня было совершенно неожиданно увидеть на надгробии в нескольких метрах от могилы Брюса Ли православный крест и прочитать - Лясо Аришидзе».
Как грузин оказался похоронен рядом с Брюсом Ли, кем он был и почему его похоронили на престижном кладбище Сиэтла? Я начала искать ответы на эти вопросы.
После нескольких недель бесплодных поисков в архивах я связалась с историком Русудан Даушвили, которая вспомнила, что около 5 лет назад Лясо Аришидзе, он же Лассо Арешидзе, разыскивала женщина, и дала мне ее номер телефона.
"Здравствуйте, вы потомок того Лясо Аришидзе, того же Джона Лассо, который похоронен рядом с Брюсом Ли в Сиэтле?" – спросила я ее.
«Да, Ласо Аришидзе приходился моему дедушке дядей, то есть братом прадеда, я одна из его потомков», — ответила Тея Инцкирвели.
Радости моей не было предела...
После долгого разговора с госпожой Теей я была приятно удивлена. Историю Ласе Арешидзе, он же Джон Лассо, она рассказывает, эксклюзивно для читателей издания «Квирис палитра» (Палитра недели).
Тея Инцкирвели:
- Семьи его потомков очень долго искали его. Моя двоюродная сестра Ирма Нижарадзе искала 20 лет. Акакий Сурмава, грузин, проживающий в Америке, и господин Вольтер Рехвиашвили помогли найти могилу моего деда. У Ласе Арешидзе были братья: Виктор, Нестор и Ивлиане, у него была также одна сестра - Аквирине и мы ее потомки, у самого Ласе не было жены и детей.
Мы обнаружили могилу Ласе 4 года назад.
Сын друга Лассо Арешидзе Вано Рехвиашвили Вольтер подробно описывает в свох воспоминаниях жизнь Ласе. Вот воспоминания Вольтера Рехвиашвили, грузинского эмигранта, проживающего в Сиэтле, хранящиеся у родственницы Цими Арешидзе:
«Ласо был из кутаисской аристократической семьи. Он был очень молод, когда уехал из Грузии во Владивосток. Через несколько недель деньги кончились. Как рассказал Ласо моему отцу, он и его друг решили ограбить курьера налогового ведомства местного гарнизона царской армии. Поскольку штаб этого округа находился во Владивостоке, гарнизон был довольно большой, налоговое ведомство крупное и очень заманчивое.
Однажды темной ночью Ласо и его друг встретили курьера, отняли мешок денег. Сопровождавшие Ласо хотели убить человека, но Ласо остановил их, убедив, что достаточно связать курьера, взять деньги и уйти.
Его друг согласился. Они связали курьера, сбежали из города и спрятали там деньги. Чуть подальше нашли лошадей, и здесь их пути разошлись. Вскоре полиция поймала Ласо, но его друг спасся.
Суд хотел приговорить Лассо к смертной казни, если бы он не стал сотрудничать с властями, не возвратил деньги и не назвал сообщника. Ласо не признал себя виновным. Судья ввел курьера, который рассказал об обстоятельствах его ограбления. Семья Ласо наняла лучшего адвоката. Адвокат сказал курьеру, что если показания, которые он дал, верны, то получается, что Ласо спас ему жизнь и тот должен быть ему благодарен. После некоторого размышления курьер сообщил суду, что в ту ночь было очень темно, и он не смог хорошо разглядеть нападавших и, по его мнению, что Ласо среди них не было.
Через некоторое время Лассо добрался до спрятанных денег, достал их и отправился в северную Сибирь. Он клялся, что проплыл почти 50 миль до Аляски. Более вероятно, что он передвигался на лодке. Так или иначе, в 1909 году, как только он прибыл на Аляску, большую часть денег царской России он обменял на доллары.
На Аляске он сначала купил один бар, потом другой. В качестве своего партнера он нанял Метревели, чтобы тот заботился о втором ночном баре.
Через пару лет он переехал в Сиэтл, штат Вашингтон, где жило много других грузин, и открыл еще один ночной клуб без Метревели.
К концу Второй мировой войны у него уже было пять или шесть клубов, и власти США требовали от него уплаты налогов. Его клубы существовали нелегально и поэтому Ласо нигде не показывал свои доходы, не платил налоги. Правительство же заявило, что этот налог составляет около двух миллионов долларов.
Ласо был очень интересным человеком и о нем можно рассказать очень много, больше, чем я могу уместить за короткое время и все же расскажу один эпизод из его жизни. Ласо мог обратиться к лучшим адвокатам, и его дело затянулось бы на годы, но в итоге он все же был вынужден явиться на суд. Он оделся в лохмотья и спросил судью: «Я похож на миллионера?»
После нескольких месяцев переговоров было решено, что Ласо заплатит 250 000 долларов и на этом дело будет окончено.
Документ должен был быть подписан на следующей неделе, но в конце предыдущей недели, когда Лассо и его друг Лука Гавашелишвили были на родео ковбоев в Калифорнии, у него случился сердечный приступ, и он умер. В обмен на согласованную сумму налога правительство конфисковало его имущество, включая банковские счета, за исключением счетов, которые он имел оформленными на вымышленные имена».
Предположительно, у его клубов должны были быть проблемы во время «сухого закона», но, с большой вероятностью, он договаривался с правоохранительными органами и без проблем продавал алкоголь в своих барах, а о рейдах бывал предупрежден заранее.
Нино Ципурия