К 1150-летию ученого, философа Абу-Насра аль-Фараби

К 1150-летию ученого, философа Абу-Насра аль-Фараби

В нынешнем году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие средневекого восточного философа Абу-Наср ибн-Мухаммеда аль-Фараби. Для Казахстана эта дата особенная, поскольку последователь Аристотеля и Платона, оказавший сильное влияние на развитие философских школ Востока и Запада аль-Фараби родился на территории современного Казахстана.

На родине философа юбилей празднуется в государственном масштабе. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев отметил важность обращения современников к наследию аль-Фараби, которые сегодня приобретают особую важность в контексте модернизации общественного сознания и при формировании ценностных ориентиров молодежи.

В течение года было запланировано проведение около 500 различных мероприятий, посвященных философу, включая многочисленные симпозиумы, международные конференции и т.д. В связи с коронавирусом и карантином эти встречи приходится проводить онлайн. В этом году также были изданы множество книг, фильмов об аль-Фараби.

Выдающийся мыслитель Востока Абу Наср аль-Фараби родился в 870 году в городе Фараб, позже называвшемся Отраром, расположенном в месте впадения реки Арысь в Сырдарью (что соответствует Отрарскому району Южно-Казахстанской области современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово “тархан” в составе его полного имени: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

Основу научных знаний Абу Наср получил в Отраре, где он жил до 20-ти лет, и имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями, по мнению некоторых ученых, в богатейшей по тем временам Отрарской библиотеке, второй в мире по числу книг и рукописей после знаменитого Александрийского книгохранилища.

Многие годы жизни он провел в Багдаде, в кругу видных ученых и мыслителей. В частности, аль-Фараби имел возможность очень рано познакомиться в подлинниках с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов, став одним из основоположников восточного перипатетизма, в связи с чем, он получил прозвание “Второй Учитель” после Аристотеля.

У аль-Фараби и Аристотеля много общего: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к «общепринятому мнению», к практической житейской мудрости народа. Аль-Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал греческий предшественник.

Наследие аль-Фараби

В перечне интересов Абу Насра аль-Фараби были – астрономия, логика, теория музыки, математика, социология, этика, медицина, психология, философия и право. Аль-Фараби побывал в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде, что способствовало многогранному развитию мыслителя и овладению им порядка 70 языков и диалектов (в совершенстве владел тюркским, арабским, греческим, персидским языками, о чем свидетельствуют его работы с различными диалектами востока).

Он оставил после себя богатое научное наследие – около 200 трактатов, которые охватывают самые различные отрасли знаний. Аль-Фараби написал комментарии к таким трудам Аристотеля, как «Категория», «Герменевтика», «Софистика», «Риторика», «Логика» и «Поэтика», а также «Введение в философию» Порфирия и других мыслителей.

Из оригинальных работ аль-Фараби наиболее известны трактат «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга о музыке», которая принесла ему известность в Средневековой Европе.

В трактате «О классификации наук» аль-Фараби перечислил в строгом порядке науки своего времен и определил предмет исследования каждой. В тригонометрических главах «Книги приложений к «Алмагесту» он изложил основные понятия о тригонометрических линиях и принципы составления тригонометрических таблиц.

В «Комментариях к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида» аль-Фараби рассмотрел основные понятия геометрии и раскритиковал порядок изложения этих понятий Евклида с точки зрения философии Аристотеля.

Рукописи аль-Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия аль-Фараби.

Имя аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры. Его труды, оказав большое влияние на европейское Возрождение, стали связующим мостом для сближения культур и философий Запада и Востока.

Переводы трудов аль-Фараби на латынь и иврит в средневековой Европе выполнялись с очень давнего времени (XII-XIII вв.), а в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод на французский язык первой части «Большой книги о музыке», переведенной французским ученым Эрланже.

Философия аль-Фараби

Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой «Китаб аль-музык аль-кабир» («Большой книге музыки»). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук».

В «Трактате о взглядах для жителей добродетельного города» автор отождествляет общество с государством и полагает, что цель человеческой деятельности – счастье. Достигнуть его, по мнению аль-Фараби, можно при помощи разумного познания. «Город» станет добродетельным тогда, утверждал аль-Фараби, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству. Аль-Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии.

Опираясь на лучшие образцы древнегреческой гуманистической мысли, аль-Фараби подверг критическому осмыслению ряд ее положений, особенно социально-политическое учение Платона. В отличие от древнегреческих философов он не ограничивал понятие «человек» этническими рамками. Аль-Фараби утверждал, что возможность приобщения людей к знанию не зависит от национальной, расовой, социальной, религиозной принадлежности.

Аль-Фараби мыслил, как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением. Он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждения.

Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Умер в 950 году в г.Дамаск в возрасте 80 лет и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.

Имя аль-Фараби в Казахстане

В независимом Казахстане имени аль-Фараби уделяется особое внимание. Сегодня имя аль-Фараби носит один из ведущих вузов страны Казахский национальный университет. Именем аль-Фараби также названы улицы в разных городах Казахстана, в том числе один из главных проспектов г.Алматы.

На книжной выставке «Әл-Фараби мұрасы» («Наследие аль-Фараби») в Национальной библиотеке Республики Казахстан представлены более 400 книг, фотографии, карты, цитаты, рассказывающие о жизни и деятельности аль-Фараби.

В 2010 году под эгидой ЮНЕСКО по инициативе казахстанского поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова прошел международный круглый стол «Аль-Фараби и европейский Ренессанс» с участием ученых из двух десятков стран.

С 2014 года в Казахском национальном университете имени аль-Фараби ежегодно проводятся международные «Фарабиевские чтения» для студентов и молодых ученых, а также «Олимпиада Фараби» для старшеклассников. В университете внедряется научно-инновационный проект «Аль-Фараби университет Smart city», на темы, связанным с трудами аль-Фараби, защищаются магистерские и докторские диссертации с приглашением фарабиеведов из разных стран.

Посольство Казахстана в Грузии

«Подготовьтесь особо, уберите дом ... избавьтесь от всего, что не доставляет радости» - советы астролога перед лунным затмением 30 ноября

В одном из эпизодов «Хода королевы» упоминается грузинская шахматистка -  что говорят в популярном сериале Netflix о Ноне Гаприндашвили

«Посол Кипра не разговаривал со мной только потому, что я предложил кофе по-турецки» - история о лучшем грузинском ресторане  Варшавы и трех коврах