Издание «Квирис палитра» публикует эксклюзивное интервью с сотрудницей Центра визитеров Европейского космического агентства (ESA / ESTEC / Space Expo) Дали Убилава-де Грааф. Темой разговора стала компания «SpaceX», ее пилотируемый экипаж, отправившийся в полет несколько дней назад, значимость исторического полета и новости космических программ.
Почему эта пилотируемая миссия важна для Америки ?!
В истории космоса состоялась первая пилотируемая миссия, которая осуществлена частной компанией Space X. До сих пор это делали только государственные организации, такие как НАСА и «Роскосмос» и не существовало прецедента отправки людей в космос ни одной коммерческой компанией.
Впервые в истории космоса коммерческой компании Илона Маска выпало осуществить пилотируемую миссию. С 60-х годов прошлого века, во время холодной войны, между Соединенными Штатами и СССР происходила постоянная конкуренция в программах освоения космоса. Советский Союз добился многих успехов в этой области, но не отставали и американцы, особенно в плане лунных программ. Широко известная программа НАСА «Спейс шаттл» (многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль), созданная в 1980-х годах, была закрыта в 2011 году. Этому было две причины. Первая –это было очень дорого; каждый запуск «Спейс шаттл» стоил около полумиллиарда долларов, а во-вторых, что более важно, «Спейс шаттл» не мог должным образом обеспечить безопасность астронавтов, гарантия была около 30%, что очень мало.
Программа была закрыта после трагедии «Колумбии», и с 2011 года американцы оказались зависимы от российского космического агентства - «Роскосмоса». С 2011 года до сих пор астронавты всех космических агентств мира, за исключением китайских тэйкунавтов (так называют китайских астронавтов), путешествуют в космос посредством российской капсулы «Союз», созданной в 1966 году Сергеем Королевым.
Кроме того, с 2011 года стоимость одной запуска капсулы с нероссийским космонавтом возросла с 30 миллионов долларов до примерно 90 миллионов долларов, и американское, европейское, японское и канадское космические агентства платили «Роскосмосу» за отправку их астронавтов на космическую станцию и успешное возвращение. Стоит также отметить, что эта уникальная капсула «Союз» по-прежнему считается самым безопасным средством для космических полетов. Понятно, что американское космическое агентство НАСА в течение последних девяти лет продолжало интенсивно работать, несмотря на зависимость от России, для восстановления своих собственных пилотируемых миссий.
Запуск из США астронавтов на американском космическом корабле был «американской мечтой». С новым подходом к новым вызовам времени, НАСА приняло решение привлечь к делу коммерческие организации и объявило тендер. В нем приняли участие несколько коммерческих организаций, в том числе «Space X» под руководством Илона Маска, именно он стал контрактором НАСА, а это означает, что SpaceX получил лицензию НАСА для выполнения пилотируемых миссий.
Примечательно, что «Space X» - молодая компания с беспрецедентно хорошо управляемым менеджментом. У нее не было большого опыта длившихся десятилетиями исследований и работ по космическим программам, но с 2002 года, с беспрецедентной скоростью она смогла собрать профессионалов, необходимых для космических проектов, внедрить новые стандарты работы и решить один из главных вопросов для космических программ - выполнять по безальтернативно низкой цене самые дорогостоящие программы и получать впечатляющие результаты. С 2008 года SpaceX является контрактором НАСА, служа беспилотным миссиям и доставляя грузы на космическую станцию. Его грузовой корабль «Dragon» является одним из лучших беспилотных аппаратов-перевозчиков, который летает с Земли на космическую станцию и подключается к ней автоматически.
Недавно состоялась еще одна, финансово и технически более сложная премьера SpaceX - 30 мая с легендарной платформы 39А Космического центра Кеннеди на Международную космическую станцию в корабле Crew Dragon компании SpaceX отправились Дуглас Херли и Роберт Бенкен. 31 мая произошла успешная стыковка. Капсула Crew Dragon, как и ее ракета-носитель Falcon-9, - проект, совершенно отличный от своих предшественников концептуально и по дизайну, они предназначены для многократного использования.
80% ракет SpaceX используются повторно, что на языке финансов означает снижение стоимости космических программ. «Crew Dragon» тоже многоразовый. Его внутреннее пространство, где размещаются люди, почти в три раза больше и, следовательно, оно более комфортно, чем историческая капсула "Союз". Кроме того, проекты Space X отличаются минималистичным, впечатляющим дизайном нового стиля, который, конечно же, соответствует принципам аэродинамики.
Как известно, наиболее трудным и опасным этапом для пилотируемых миссий является процесс возвращения на Землю, в частности, вхождения в атмосферу. Астронавтам «Crew Dragon» еще предстоит пройти это сложное испытание. Традиционно для американской космонавтики, через несколько месяцев они опустятся на поверхность Атлантического океана.