Команда Грузии выиграла организованный Государственным департаментом США грантовый конкурс AEIF (Alumni Engagement Innovation Fund), представив проект «STEM субботняя школа для детей-беженцев». AEIF - это ежегодный конкурс, который по всему миру спонсирует участникам американских обменных программ проекты для решения глобальных вызовов. В этом году из 1400 проектов, поступивших из 150 стран мира, было отобрано 64 победителя. В грузинской команде три участника - Софио Чихладзе, Тина Гиоргадзе и Текла Хмиадашвили. Софи и Текла - ученицы 11 класса Американской академии Залдастанишвили, а Тина - студентка первого курса компьютерных наук американского „Bard College“. Они рассказали о проекте AMBEBI.GE:
- Ваша команда выиграла грантовый конкурс AEIF (Alumni Engagement Innovation Fund), организованный Государственным департаментом США. Что из себя представляет ваш проект?
- Наш проект подразумевает организацию субботней школы STEM для детей беженцев в возрасте от 12 до 17 лет, где для них будут проводиться уроки по роботике, программированию и другим направлениям STEM. Проект реализуется при участии Американской академии им. Залдастанишвили. Добровольцы (старшеклассники этой же школы) в три потока проведут уроки в здании Американской академии.
Цель нашего проекта - заинтересовать детей научными предметами и технологиями, показать им, насколько они перспективны, зародить в них желание развиваться в этом направлении. Существует множество бесплатных образовательных ресурсов, клубов, курсов. Мы хотим показать детям, что наука не недоступна и не сложна, наоборот, она увлекательная и интересная. Кроме того, у нас есть возможность показать детям уникальную систему обучения, внедренную в Американской академии Залдастанишвили. Это занятия за овальным «столом Харкнесса». За этим столом все равны - дети и учителя обсуждают, учатся через дебаты. Здесь нет необходимости что-то заучивать наизусть. Формируется способность критически мыслить, формулировать и передавать свои мысли. Это очень важно. Кроме того, наряду с техническими предметами мы добавили несколько гуманитарных, которые сделают процесс обучения более разнообразным и увлекательным.
- Каковы были условия грантового конкурса? Как вы в него включились?
- Любой, кто участвует в программе обмена, организованной посольством США, может принять участие в этом конкурсе. Единственное условие состояло в том, чтобы выпускники любой из трех программ из одной команды должны были объединиться и представить один проект. Было предложено несколько тем - содействие развитию науки, технологий, здравоохранения и инноваций, усиление роли женщин, развитие образовательных возможностей и др. Мы выбрали именно последнюю тему. Нас в команде трое - я, Тина Гиоргадзе и Текла Хмиадашвили. Все трое были участницами Международного технологического лагеря WiSCI, организованного посольством США, а Тина также является выпускницей FLEX.
- Как возникла идея реализации проекта?
- Еще до того, как был объявлен конкурс, мы часто мечтали, что, будь у нас возможности, могли бы заинтересовать технологиями и наукой тех детей, которым эти направления недоступны. В Американской академии Залдастанишвили и раньше функционировала субботняя школа для беженцев, но у нас не было необходимых инструментов для обучения детей роботике и программированию. Теперь, когда мы получили грант, можем значительно увеличить количество детей, обеспечить их транспортом, питанием и приобретение необходимой техники.
-Как вы думаете, что было главной причиной вашей победы в конкурсе?
- У нашего проекта очень много положительных сторон. Прежде всего, важно, что он осуществляется при участии нескольких сторон. Американская академия имени Залдастанишвили обеспечила место, где будут проводиться занятия. У нас также есть соглашение с Агентством инноваций и технологий, детям всех трех потоков проведут познавательную экскурсию в Технопарке. В коммуникации с беженцами и выборе целевой группы нам помогает Агентство по обеспечению беженцев источниками средств существования. Кроме того, в этом проекте участвует много добровольцев. Занятия проводятся нашими же старшеклассниками при менторстве учителей, и это также очень важно как для нас, волонтеров, так и для учеников, поскольку известно, что обучение сверстниками (peer education) особенно эффективно. После того, как мы выиграли конкурс, наш проект еще больше расширился. Мы обратились к Корпусу мира (Peace Corp), и они согласились включиться в проект. Несколько американских добровольцев приедут специально из регионов, чтобы провести уроки беженцам. Мы также начинаем сотрудничать с Американским уголком, где детям предлагают множество активностей.
- Как беженцы могут включиться в вашу программу?
Информировать беженцев помогло Агентство по обеспечению беженцев источниками средств существования. Целевой группе отправили сообщения. В агентстве прошла информационная встреча с беженцами. Было довольно много отзывов, и первый поток уже заполнен. Первое занятие состоится 16 ноября. Второй поток начнется 1 февраля. Беженцы будут проинформированы и о втором потоке.