Дошкольное образование - важнейшая ступень к успеху ребенка. О том, насколько важно раннее образование, как помочь ребенку в развитии речи, обогатить словарный запас, с нами побеседовала директор программы обучающих технологий Нана Гегелишвили.
Она уже более 20 лет работает над программами раннего образования, а также над проблемами с обучением. Сейчас Нана Гегелишвили основатель неправительственной организации «Библиотека-культурный центр - поддержка для лиц с ограниченными возможностями».
- Нейроученые по всему миру проводят масштабные исследования, подтверждающие, что раннее образование играет важнейшую роль в будущем успехе ребенка. Необходимо, чтобы у родителей была информация об этом. Согласно Гарвардскому исследованию, из 1000 детей у 300 фиксируются искусственные помехи в развитии, причина которых токсичный стресс. Что вызывает токсичный стресс? Среди вариантов:
· Депрессия матери – зачастую родители и не подозревают, какой урон наносит их депрессия детям
· Пренебрежение – когда нам некогда, и мы не уделяем детям внимание
· Строгость к ребенку.
· Психологическое насилие, а также словесное, и, естественно, физическое.
Родители не знают какую опасность все это представляет для развития ребенка. В чем все это проявляется? В том, что у детей очень плохая память, плохой уровень концентрации. Ученые говорят о раннем образовании: «Используй или потеряй», потому что этот период надо максимально использовать для усиление в ребенке навыков обучения, что очень понадобится им в будущем.
- Что конкретно должны делать родители, чтобы плодотворно использовать этот период?
- Японские ученые пошли еще дальше и говорят, что воспитывать ребенка старше двух лет уже поздно. Рассмотрим, что надо делать до двух лет. Это нравится и младенцам. Основной акцент с детьми такого возраста делается на питании и гигиене, но вместе с тем важен и этот вопрос. Кроме того, обязательно давать ребенку слушать музыку, что способствует развитию мозга. Музыка должны быть спокойной и простой. Хорошо, если этому придается характер ритуала, например, перед сном.
Согласно результатам другого исследования, у детей из социально незащищенных семей во многих случаях скудный словарный запас. После более детального изучения причин было установлено, что в тех семьях, где ребенок из 6 слов 4 слышит в негативном аспекте, обогащение его словарного запаса замедляется, а развитие ребенка, который все 6 слов слышит в позитивном аспекте, происходит правильно.
- Часто говорят о негативном влиянии гаджетов, что вы скажете по-этому поводу?
- От этого не убежать, цифровой мир уже неотъемлемая часть ребенка, но надо это ограничивать. Контакт ребенка с гаджетами должен быть ограничен 15-20 минутами в день. Но если все же вы разрешаете ему смотреть, я бы посоветовала музыкальные детские мультфильмы, так как музыка способствует развитию.
Иногда мамы, бабушки пытаются максимально загрузить ребенка стихами, сказками. Это вредно?- Это своеобразное упражнение, но не надо перебарщивать. В целом, главное контекст. В зубрежке стихов нет никакого смысла, если ребенок не осознал его контекст. Очень хорошо, если родитель попросит ребенка нарисовать содержание стиха, это долгосрочное запоминание, так как концепция стиха перенесена в рисунок и ребенок ее осмыслил. К тому же рисование развивает моторику рук. Развитие моторики рук напрямую связано с речью ребенка, родители должны использовать игру пальцами в сказки и стихи, так как это будет способствовать развитию речи.
- Много споров о том, должен ли дошкольник уметь читать, знать алфавит, цифры, сложение-вычитание, что скажите? - Если ребенок научится всему этому в игровой форме, то никакого вреда не будет. У ребенка не должно быть чувства обязанности, игра главное направление в обучении ребенка. Например, обучая его цифрам, можно спросить – что напоминает единичка? Свечу, ветку? А двойка? Лебедя, птицу? Но ребенок не должен чувствовать обязательства.
- Насколько адекватна и приемлема программа детских садов для дошкольников? - Скажу прямо, долгое время детские сады были заброшены. В них отсутствовала система образования, несмотря на то, что мы знали о значении дошкольного образования. Садики несли социальную нагрузку, родителей интересовало лишь питание. Мне кажется, были заброшены и воспитатели, потому что лишь немногие прошли переподготовку и обладают университетским образованием. Образование, полученное 25 лет назад, неприемлемо, хотя бы из-за развития новых теорий и подходов.
- Планируются ли изменения в этом направлении?- Стартовала реформа, но в группах много детей, что является препятствием. Тбилиси в этом плане выделяется, реальность такова, что в комнатах много детей, 40-45 детей в группе негативно влияет на качество образования.
- Много споров о школьном возрасте. Как думаете, вредит ли ребенку началу учебы в школе, если на тот момент ему не исполнилось 6 лет?- Все индивидуально, но навыки ребенка 5 и 6 лет очень отличаются. Скажем, ребенка отдали в школу в 5 лет, но есть ли у педагога опыт работы с 5-летним ребенком?5 летний ребенок не может концентрироваться дольше 15 минут, соответственно, он не может быть таким же плодотворным на уроке, как 6 летний. Мне кажется, главным подходом к обучению в первом-втором классах должна быть игра. Там, где нет веселья, теряется эффект обучения.