12 марта гостям театра Руставели, которые были приглашены на празднование 100-летнего юбилея грузинского парламентаризма представили спектакль Роберта Стуруа «Судьба Картли».
На вечере присутствовали представители законодательной и исполнительной власти, лидер партии «Грузинская мечта – демократичная Грузия» Бидзина Иванишвили вместе с супругой, премьер, председатель парламента, представители дипкорпуса и культурной сферы.
Режиссер поставил спектакль именно к этому масштабному мероприятию, но ни одна постановка Стуруа не вызвала такой негативной реакции публики, как «Судьба Картли».
"Какой позор спектакль «Судьба Картли»... Ладно Стуруа, но разве молодым актерам не стыдно?... – написал на своей странице в Facebook журналист и критик Гоги Гвахария.
"Спектакль Роберта Стуруа «Судьба Картли за гранью злого и доброго. Я не могу описать эту постановку простыми словам, каким является популярный у нас «маразм» или некорректные кретинизм и идиотизм – это было за гранью добра и зла (Jenseits von Gut und Böse) – если прибегнуть к словам популярного у нас Фридриха Ницше», - так оценил спектакль литературовед Лаша Бакрадзе.
За критичными Facebook публикациями последовали не менее резкие комментарии.
Историк Ираклий Хвадагиани поделился впечатлениями от спектакля с AMBEBI.GE:
"В данном случае критика спектакля не касается художественной и исполнительной стороны, так как мы сможем оценить его лишь как рядовые зрители, но и в этом плане следует отметить, что все было ужасно. Что касается сути: спектакль устроен в рамках 100-летнего юбилея Учредительного собрания Грузии; это очень важная дата для нас, она загружена как позитивном, так и трагизмом.
В 1919-1921 годах Учредительное собрание – первый полноценно избранный законодательный орган, создало фундамент современной грузинской государственности, законодательство и конституция. Абсолютное большинство депутатов собрания работали в различных госинститутах и общественных организациях и полностью были вовлечены в осуществление «проекта» - превращение Грузии в органичную часть Европы. Оккупация советской Россией в 1921 году убила этот проект, так же физически уничтожила большую часть депутатов и стерла из памяти их политическое наследие.
В канун 100-летия этого случая, на вечере, посвященном этому торжественному событию, театральное представление вовсе не показало, что данный период часть нашей истории. Автор (ы) назвали представление «неисторичной фантасмагорией». В данном случае невозможно спорить с автором по поводу выбора художественной формы, но мы увидели настолько невероятное решение, что его и критиковать трудно – но только с художественной, но и с содержательной точки зрения.
Почему гротескное, абсурдное представление не должно быть неприемлемой формой для такого дня? В современном мире людям искусства невозможно установить границы – творчество тем и ценно, что для многих оно может быть эмоционально неприемлемым, шокирующим и оскорбительным, но этот эффект должен перевешиваться целью и смыслом. Была ли у этого представления такая цель? По нашему мнению – нет.
Зато была претензия на «неисторичное» представление – показать нашу историю от аргонавтов до сегодняшнего дня. Это попытка не ушла дальше доведенных до комичности уродливых исторических клише – о том, что издревле нас «лишали грузинности», «мы ели друг друга», «Европа на нас плевала» и т.д.
Особенно раздражало в спектакле стереотипное и уничижительное представление персонажей-мусульман. И это при том, что в зале и через экраны телевизоров спектакль смотрели мусульмане-граждане Грузии и послы стран, в которых доминирует мусульманское население! - отметил историк Ираклий Хвадагиани.
Искусствоведы, с которыми связалось агентство AMBEBI.GE для оценки «Судьбы Картли» отказались оценивать спектакль из этических соображений, так как не присутствовали на нем. Не видел представления и Георгий Шенгелая, но это не помешало ему радикально высказаться в адрес Роберта Стуруа в разговоре с AMBEBI.GE:
"Я не видел этого спектакля и мне он не интересен! Я не люблю Роберта Стуруа и все! Вот он и доказал, что ни на что не годится! Какой-то талант у него есть, хорошо получается брать чужое... Он хорошо снял Брехт, хорошо работает с актерами, но когда ставит что-то более серьезное, то дело плохо. В последнее время он начал ездить в Москву и невозможно отличить его русские и грузинские спектакли друг от друга. Я говорил, что Роберт Стуруа творчески деградирован. У него больше нет потенциала, но при этом он честолюбивый и вцепился в театр Руставели! А наше правительство волнует только узнаваемость человека за границей. Они не обращают внимания на по-настоящему национальных режиссеров. Только послушайте с какой ненавистью говорят актеры о своем же театре. Единственный выход – обновление театра. В руках Стуруа он ушел назад и погиб! Не представляете сколько человек мне позвонили и поделились своим негодованием.
- Вы видите режиссера, который смог бы спасти театр Руставели?
- Нет! И в этом вся трагедия! Но Роберт Стуруа и так никого не впускает в этот театр! Однажды не впустил и меня! Повторяю – театра Руставели больше не существует! Но хочу спросить – а существует ли страна? В плохой стране плох и театр и все остальное!»
После такой критики мы попытались связаться с самим режиссером Стуруа, но как известно, записать с ним интервью практически невозможно. Директор театра Руставели Гия Тевзадзе в разговоре с AMBEBI.GE ограничился кратким комментарием: «Не знаю о какой критике вы мне говорите и не собираюсь узнавать! Кому-то нравится, кому-то нет, и у всех есть право на выражение собственного внимания.»
-Господин Стуруа ничего не говорил о негативных оценках?
- Нет, не говорил и не скажет. У всех свое мнение и невозможно запретить его выражать. 14 марта он делает операцию на сердце и ему сейчас не до критики. Мы принимаем приемлемое, но не неприемлемое. Если критика здоровая, хорошо, а если нет, то это на совести критиков».
На спектакле «Судьба Картли» присутствовал и режиссер Гоча Капанадзе, который удивлен таким откликом.
"Я не могу согласиться с критикой, не понимаю, что вам не понравилось? Творчество Роберта Стуруа не заслуживает такой оценки. Я говорю это объективно, я сейчас не работаю в театре Руставели и никто не может обвинить меня в предвзятости. Мне понравилось, это было интересное представление и очень хорошая задумка.
- Говорят, были неправильные сообщения, спектакль вызвал дискомфорт у зрителей-мусульман.
- Это часть нашей истории и не думаю, что кому-то было неудобно. Это была передача истории Грузии. Начиная от Медеи, до убийства Ильи Чавчавадзе. Финал полностью взят из «Кавказского мелового круга». Пропущенная эпоха – правительство Жордания, коммунистический период, годы независимости, 9 апреля, Звиад Гамсахурдия, Эдуард Шеварднадзе, Михаил Саакашвили – думаю, это было сделано с умыслом. И все эти задумки надо было понять, прежде чем так все ругать. В создание этого представления было вложено много труда. Я присутствовал на репетициях и видел этот труд. Вам может что-то не понравиться, но всегда надо стараться видеть позитивные стороны – там были великолепные сцены!
Все это надо было видеть, а не высказывать эмоции о том, что все плохо. Молодым актерам нужна поддержка, они хотели хорошо все представить, очень волновались и, думаю, прекрасно со всем справились. Нужно немного такта, когда оцениваешь работу другого!»