О шахматах из аджарского музея имени Харитона Ахвледиани, оцененных в несколько миллионов, в прессе писали не раз, но большая часть населения об этом не знает. В музее есть много других вещей кроме шахмат, о важности которых рассказывает менеджер музея по связям со СМИ Тинатин Путкарадзе:
- Аджарский музей имени Харитона Ахвледиани один из самых успешных и разнообразных в Грузии. Здесь есть разные отделы, что очень важно... Подчеркну, что городу Батуми 130 лет, а музей у нас уже 110 лет, что о многом говорит... С февраля 1938 года до мая 1989 директором музея был выдающийся ученый и общественный деятель Харитон Ахвледиани. Сегодня в музее есть отделы истории, этнографии и природа, бога научный фонд музея, в котором 180 000 экспонатов и до 2 000 рукописей. Здесь представлены примеры флоры и фауны Западной Грузии, в частности Аджарии.
У нас хранится уникальная посуда – кратер. Это посуда для смешивания вина с водой, это экспонат мирового значения. Кратер обнаружили известные археологи Давид Хахутаишвили и Амиран Кахидзе в 1967 году, во время археологических раскопок в сосновом лесу. Он датируется 5-4 веками до н.э. Вино с водой в нем разбавляли греки, на посуде изображены сцены из греческой мифологии. В 1990-ых экспонат был представлен на международной выставке в Германии, где его признали мировым шедевром.
На протяжении 110 лет было собрано множество драгоценных экспонатов, музею есть чем гордиться. Музей выпускает журнал, в котором печатаются научные работы сотрудников-ученых. Например, была у нас статья о каменном гробу, которые обнаружены в селе Октомбери района Хуло. На каменном гробу изображены крест и горные козлы. Предполагают, что гроб дохристианской эры. Каменные гробы были в различных регионах... Говорят, что каменные захоронения нашли и в Ахалцихе. Для нас важен и тот факт, что что на протяжении многих веков здесь мирно и гармонично живут мусульмане и христиане. Так и в нашей семье, к примеру, я православная, а моя бабушка мусульманка. Мы бесконечно любим друг друга. Обо всем этом мы говорим не только словами, но и с помощью экспонатов, истории. В музее Харитона Ахвледиани хранится история всей Аджарии.
- В этом музее есть шахматы, о которых говорят, что они вдвое дороже сегодняшнего бюджета Аджарии.
- Да, но предметы должны выделяться не только своей стоимостью среди других вещей с уникальной историей. Это бесспорно очень богатые шахматы. К сожалению, в 1990-ых годах не было соответствующих условия для экспозиции шахмат... После реставрации музей шахматы разместили в зале музея. У населения было очень мало информации о них. В 70-ых годах прошлого века сотрудники батумской таможни конфисковали их у лица, которое отправлялось из Гагры в Израиль. Шахматы не были задекларированы. Это уникальное восточное изделие (предположительно китайское). 32 фигуры из слоновой кости отличаются цветом и размером, ни одна фигура не повторяется, они отличаются лицами, одеждой, размерами. В фигурах хорошо видны как боевой, так и бытовой стили: есть всадники с шапками и боевыми топорами в руках, флейтисты, буддистские монахи, разносчики вина, крестьяне с корзинами.
"Квирис палитра» (18-24 декабря, 2000 г.)
Тогдашний глава таможни Нодар Думбадзе так вспоминает тот случай: «Мы основательно осмотрели шахматы и пришли к выводу, что фигуры изготовили много веков назад... Каждая деталь выполнена очень изящно. Это, должно быть, работа артиста высочайшего уровня».
Шахматы были переданы аджарскому музею, в котором каждую фигуру оценили в 100 000, в итоге получилось 3 миллиона 200 тысяч. По мнению специалистов, шахматы датируются периодом XVI-XVII веков. Владельцем шахмат был живущий в Абхазии еврей, который в 1970-ых годах переехал в Израиль. Шахматы были приобретены в Ленинграде, случайно на рынке. В 2007 году музей посетила дочь бывшего владельца шахмат, чтобы убедиться, что они действительно хранятся здесь.