2 месяца назад в прибрежном городе Батуми, который ассоциируется с отдыхом и солнцем, откуда, казалось бы, должны приходить лишь хорошие новости, молодая женщина боролась за жизнь своей дочери... Все началось с того, что вернувшуюся с работы мать испугала желтизна ребенка. Потом был визит к врачу, исследования и страшный диагноз...
Хатуна Цецхладзе, мать 9-летней Тамар:
«Около двух месяцев назад, когда я вернулась домой с работы, Тамар плохо себя почувствовала. Мне не понравился ее цвет и на следующий день мы пошли к врачу. Взяли анализ и отправили в Германию, ответ пришел через неделю. Мне передали бумагу с диагнозом, сказали, что это аутоимунный диагноз. Я не поняла, что это значит, когда мне объяснили диагноз дочери, я замерла на месте.
У нее было нарушение функции печени и положение ухудшалось с каждым днем... У ребенка оказался врожденный гепатит. Мы с мужем начали искать информацию об этой болезни в интернете. Чем больше искали, тем сильнее становился страх. Мы уложили Тамар в клинику Иашвили в Тбилиси. Не считая обычной простуды, у этого 9 летнего ребенка не бывало проблем со здоровьем», - вспоминает мать Тамар.
Необратимый процесс саморазрушения печени останавливали переливаниями, но время было мало. Какой есть выход? – на этот вопрос родителей маленькой Тамар врачи ответили после консилиума: «Поиск донора и пересадка печени».
Каждый день был решающим, а точнее, каждая секунда. У отчаявшейся семьи не было нужных финансовых ресурсов, чтобы искать донора по всему миру, не было и времени. Согласно опыту мировой практике, в первую очередь на донорство проверяют родителей. Анализ матери оказался положительным. Несмотря на это все равно оставался риск, что печень теоретически совместимого донора после операции будет отвергнута телом пациента.
«Трансплантация печени была неизбежна. Из-за того, что каждая секунда была решающей, ребенка перевезли в реферальную больницу Батуми на реанемобиле. При входе на операцию я сказала мужу и членам семьи, что если для пересадки потребуется вся печень, они не задумываясь должны дать согласие врачу, я была готова отдать жизнь за спасение дочери.
Я была в шоковом состоянии, в голове крутилась лишь мысль о том, что я должна спасти дочь. Я пришла в себя когда меня ввели в операционную... Увидела инструменты и поняла, какую сложную операцию должна перенести моя девочка», - вспоминает Хатуна Цецхладзе.
В тот день хирург Каха Кашибадзе, который уже проводил в Батумском реферальном госпитале процедуры по трансплантации печени, в тот день надо было провести очень ответственную операцию. В отличие от прошлых случаев, пересадка печени 9-летней пациентке в Грузии проводилась впервые. Волновались все, кроме хирурга. Отложить эмоции в сторону и сконцентрироваться – профессиональная привычка. Так же было и в тот день.
Вначале операцию провели донору – 31-летней матери, а потом и ее 9-летней дочери. Процесс трансплантации шел ровно 10 часов.
«Существовала опасность, что подтвержденная анализами совместимость донора могла не сработать. Слава Богу и благодаря профессионализму медиков, трансплантация прошла успешно.
Не помню, но оказывается, после выхода из наркоза я в первую очередь поинтересовалась состоянием ребенка. Пока мне не показали снятое на телефон видео, на котором мой ребенок лежит в палате, я не успокоилась. Не знаю как, каким образом или смогу ли вообще отблагодарить Каху Кашибадзе и его команду. Они сделали все для спасения моего ребенка и во второй раз подарили ей жизнь. 25 декабря я и моя дочь родились заново.
После операции много чего изменилось. Утро начинается с приема медикаментов и так продолжается до ночи. Со временем количество лекарств уменьшится», - говорит мама Тамар.
После успешной операции Тамар и ее мама-донор проходят реабилитацию дома. Раз в неделю сдают анализы и наблюдают, как проходит процесс адаптации органа к новому телу. Результаты каждого последующего анализа все более позитивные. Пересаженная печень отлично выполняет свои функции и жизни Тамар ничего не угрожает. Мать и дочь хорошо себя чувствуют.
Совсем скоро тяжелая болезнь станет для Тамар простым воспоминанием. Она продолжит жить, будет много играть со сверстниками, вырастет большой девочкой и будет знать, что грузинский хирург сделал все возможное, чтобы она жила, была здоровой и выросла борцом. В борьбе всегда есть смысл.