Главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан заявил, что этап расследования дела об августовской войне завершен, однако продолжаются работы по привлечению к суду подозреваемых лиц: Михаила Миндзаева, Гамлета Гучмазова и Давида Санакоева.
Как поясняет Карим Хан по-прежнему будут необходимы совместные усилия его офиса и партнеров для установления места нахождения и задержания подозреваемых, все еще находящихся на свободе.
«27 января 2016 года мой офис начал расследование ситуации в Грузии в связи с преступлениями против человечности и военными преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Международного уголовного суда, которые были совершены в контексте международного вооруженного конфликта в период с 1 июля по 10 октября 2008 года. Этому предшествовало завершение предварительного расследования, начатого 14 августа 2008 года в связи с данной ситуацией.
С самого начала расследования мой офис изучил доказательства, связанные с преступлениями, предположительно совершенными всеми сторонами вооруженного конфликта. Офис прокурора осуществлял свою деятельность независимо, беспристрастно и объективно. Он сотрудничал с потерпевшими, гражданским обществом и соответствующими органами власти.
В результате данного расследования 30 июня 2022 года первая досудебная палата выдала ордера на арест трех подозреваемых. Это: г-н Михаил Майрамович Миндзаев, г-н Гамлет Гучмазов и г-н Давид Георгиевич Санакоев. Представленные мной обвинения, в отношении которых были выданы ордера на арест, касаются, в частности, незаконного лишения свободы, пыток, жестокого обращения, взятия в заложники и впоследствии незаконного перемещения этнически грузинского гражданского населения в контексте оккупации, осуществленной Российской Федерацией. Как я отмечал при представлении ходатайства о выдаче этих ордеров на арест, данные преступления указывают на более широкий характер преступных действий, таких как, например, были массовые грабежи и разрушения грузинских сел и домов, принадлежащих грузинам, а также отказ в праве на возвращение почти всему грузинскому населению Цхинвальского региона.
Упомянутые подозреваемые лица - среди тех, кто несет наибольшую ответственность за совершение вышеупомянутых предполагаемых преступлений. В ходе следствия также выявилась предполагаемая роль генерала-майора Вооруженных Сил Российской Федерации, ныне покойного г-на Вячеслава Борисова, который во время указанных событий занимал должность заместителя командующего Воздушно-десантными силами и который, предположительно, умышленно способствовал совершению некоторых из этих преступлений.
Сегодня я могу подтвердить, что помимо дел, существующих в производстве Международного уголовного суда, мой офис больше не будет продолжать расследование в новом направлении в связи предполагаемой уголовной ответственностью других лиц или другими действиями в рамках ситуации в Грузии. Соответственно, поскольку обстоятельства существенно не изменились, этап расследования ситуации в Грузии завершился. Об этом решении я уже проинформировал власти Грузии.
Спустя двадцать лет после создания Международного уголовного суда это первый случай, когда мой офис принял решение завершить этап расследования в связи с ситуацией, существующей в производстве суда. Принятие таких решений является неотъемлемой частью формирования и реализации эффективной стратегии офиса прокурора», - отмечается в заявлении офиса прокурора Международного уголовного суда.