Спустя 7 месяцев после начала войны с Украиной, 21 сентября президент России Владимир Путин принял решение объявить частичную мобилизацию.
«Для защиты нашей родины, ее территориальной целостности считаю необходимым поддержать частичную мобилизацию», - заявил Путин во время телеобращения к населению России.
Несмотря на то, что уклонение от мобилизации в России карается лишением свободы, во избежание призыва российские граждане массово перебираются в соседние страны. Одной из таких стран является Грузия, и уже восемь дней стоят очереди желающих пересечь ее границу.
По информации МВД, за последние 10 дней границу Грузии пересекли 78 742 гражданина России, а покинули страну 62 120 граждан России. Население обеспокоено массовым наплывом граждан России и требует ответов от правительства, хотя в госслужбе говорят, что строго контролируют цели въезжающих. По распространившейся информации, часть граждан России используют Грузию как т.н. транзитную страну и не остаются здесь. Однако факт, что количество людей, говорящих на русском языке, увеличилось как в столице, так и в регионах.
Помимо русских граждан России, в Грузию въезжают и грузины, которые годами не были на родине. Теперь они вернулись, чтобы их не призвали на войну. Многие из них продали здесь свои дома и сейчас остановились у родственников.
AMBEBI.GE рассказывает о бежавших из России грузинах:
Георгию (имя изменено) 29 лет. Он с 14 лет живет с отцом в России. Два года назад они продали свой дом в Грузии, потому что больше не думали возвращаться. У Георгия есть сестра, которая замужем за русским, сам он развелся 1 год назад с русской женой, с которой остались двое детей... Второй раз женился 2 месяца назад, и, несмотря на это, в одиночку вернулся на родину, чтобы не идти на войну. Он говорит, что жена с ним не поехала... Здесь он живет у дяди, но понятия не имеет, когда вернется, потому что там его может ждать тюрьма. Родители остались в России. Теперь он опасается, что у них могут возникнуть проблемы из-за отъезда сына.
Братья Олег и Бесо (имена изменены) вернулись в Грузию со своими семьями через 14 лет. Говорят, что 7 лет назад они не смогли приехать на похороны отца, но теперь спасались от войны. Квартиры нет и у них, потому что родной дом уже разрушился из-за запущенности, жить в нем невозможно. Тех сбережений, с которыми они приехали, хватит только на съем жилья и питание, это максимум на 3-4 месяца. Они надеются скоро вернуться. На вопрос, боятся ли они быть арестованными как дезертиры, говорят, что из России уехало очень много людей и всех по возвращении посадить не смогут. Младший брат Бесо говорит, что по состоянию здоровья он по закону и не должен был быть призван, но там никто не выполняет закон, и если у тебя нет покровителя, никто не может спасти от призыва на войну...
Алекс (имя изменено) до этого часто приезжал на родину отца. Ему сложно говорить по-грузински, потому что ему было 2 года, когда родители переехали в Россию. Теперь ему предстоит жить с бабушкой, страдающей болезнью Альцгеймера, вместе с ним приехали жена, русская по национальности и 1,9-месячный ребенок. Отец его жены — военный, и, по словам Алекса, они скрылись, потому что тестю не понравился бы этот шаг, в первую очередь потому, что у него возникнут проблемы на работе. Однако он говорит, что не хочет умирать, и жена поддерживает его в этом решении...
Мы спросили всех наших респондентов, как они оценивают российско-украинскую войну. У них нет однозначного ответа. Говорят, что Россия — сильное государство и с ней нельзя быть в противостоянии. Интересно и то, что никто из них не собирается иметь телефонный контакт с оставшимися там близкими, пока все не уляжется, потому что боятся, что все прослушивается…