1892 MIRZA RIZA KHAN - такую надпись можно встретить на внешнем фасаде только двух старых домов в Грузии. Один - известный санаторий является «Фируза», который находится в Боржоми и до сих пор привлекает прохожих своей красотой. Режет глаз - в прямом смысле, ведь потолок балкона дома, построенного в персидском стиле, отделан камнями и зеркалами, отражающиеся от них лучи солнца создают красивейшие блики.
Второй дом находится на улице Чонкадзе в одном из старых районов Тбилиси. И этот дом не обычный. С первого взгляда вы заметите элементы персидского стиля, и как только вы ступите на порог подъезда, сразу же будете очарованы.
Подъезд необычной, овальной формы и особенно привлекает внимание его потолок. Солнечные лучи проникают сквозь красиво вырезанную орнаментированную арку, создавая таинственное настроение.
Рядом с домом каменная арка, которая, как и дом, построена в персидском стиле. На арке и доме вырезано имя одного человека - Мирзы Ризы Хана.
«Фирюза» в Боржоми
Именно этот человек соединяет эти два дома друг с другом. Знаменитая «Фирюза» в Боржоми была местом его отдыха, а дом на Чонкадзе – персидским консульством, где работал и жил посол Персии Мирза-хан.
У него в Тбилиси было хорошее имя. Не нашлось бы человека, который сказал бы о нем плохо. Мирза был очень благородным, честным и гуманным человеком и часто помогал нуждающимся. В Грузию он попал намного раньше назначения на эту должность. Он приехал в Тбилиси совсем молодым, чтобы выучить русский язык.
Мирза-хан
В пансионе, где жил и учился Мирза-хан, на уроки русского языка ходил маленький мальчик Вано Алиханов. Каждый раз он приносил конфеты и делился ими со своими друзьями. В том числе и с Мирзой. Однажды, когда он дал Мирзе конфеты, одна девочка, которая тоже была ученицей госпожи Стасюлевич и почему-то питала антипатию к Мирзе, упрекнула Вано: «Разве можно давать татарину конфеты?»
Маленький Вано повернулся к девочке и ответил: «Как я могу не дать ему конфеты? Когда-нибудь он станет послом и будет жить в Тбилиси. Он отпразднует день рождения шаха в собственном доме, устроит фейерверк и угостит меня сладостями».
Прошло 20 лет. Мирза-хан вернулся в Тбилиси, но на этот раз по приказу шаха. Сначала он был секретарем генерального консульства в Тбилиси, а затем был назначен генеральным консулом. Когда он впервые собирался отпраздновать день рождения шаха, то вспомнил слова маленького Вано.
Устроили пышный прием, он поручил слугам найти Вано Алиханова и пригласить его домой. Они вместе смотрели с балкона на фейерверк и ели сладости. Именно в этот момент Мирза открыл свою личность Вано и напомнил его слова.
В этом здании, которое сейчас является обычным жилым домом, Мирза-хан устраивал приемы, где собиралась элита того времени. Его жизнь была полна судьбоносных событий. Однажды в консульстве, где он и жил, вернувшись поздно, увидел распростертого на полу у входа своего гонца - Мамада Али. Мирза спросил слугу о причине его пребывания там и узнал, что Мамад Али поругался с женой и ушел из дома. Ожидая его, заснул на стуле, и сполз на пол. Мирза-хан рассердился и собирался разбудить его, но человечность преодолела гнев и он передумал. На улице было морозно, и он пожалел его выгонять.
Мирза поднялся в свою комнату, чтобы лечь спать, и запер дверь изнутри на ключ. Во сне ему стало плохо. Его разбудила сильная головная боль, но он не смог встать. Лишь вскрикнул и потерял сознание.
Когда он пришел в себя, было уже утро. Мирза лежал в саду своего дома, а Мамед-Али стоял в изголовье. Как оказалось, прислуга рано закрыл трубу печи, и в комнате Мирзы скопился угар. К счастью, его крик услышал Мамед Али, он выбил дверь и спас его. Мирза понял, что если бы выгнал Мамеда Али ночью из дома, то был бы мертв...
«Фирюза» в Боржоми
Однажды в жару на улице он увидел рабочего, трудившегося на стройке под палящим солнцем. Мирза поинтересовался, сколько тот зарабатывает в день, парень ответил - платят пять копеек. Оказывается, он собирал эти деньги на обучение. Мирза назначил ему ежемесячную зарплату, пока он не закончит учебу...Мирза-хан описал эти удивительные приключения в своих мемуарах и издал их в виде книги.
Тея Инасаридзе