Эка Жвания занимается пиаром политиков почти два десятилетия. За эти годы были разные лица, партии. Однако зачастую проблемы остаются одними и теми же, и специалисту, параллельно с пиаром политика, приходится заботиться и о его имидже.
Эка Жвания говорит, что часто рассказывает студентам о примерах грузинских политиков. В интервью AMBEBI.GE она рассказывает об имидже известных грузинских политиков и окружающих их скандалах, которые разгорелись из-за их дорогих курток или несоответствующего имиджа.
- Эка, каков политический «дресс-код», каким требованиям должна удовлетворять в повседневности одежда политика?
- Напомню, что в парламенте одного из предыдущих созывов собирались регулировать «политический дресс-код», те, кто помнит эту тему, - правила почему-то касались только женщин. Запрещалась одежда выше колена, декольте, а также пестрая и прозрачная одежда. Предположительно потому, что до сих пор в парламенте никогда не появлялись мужчины в шортах и сандалиях, не вводились какие-либо регуляции. Слава Богу, эти регуляции не укоренились и были забыты.
Ответ на вопрос, как следует одеваться политикуже очень прост? Именно так, как и любому работнику государственной службы. Отдельный вопрос - как следует одеваться политикам, встречаясь с разными социальными группами, кто-то понимает сам, имея чутье, кому-то нужна консультация наших имиджмейкеров.
- Мы знаем многих грузинских политиков, которые годами работали над внешним имиджем, среди них Нино Бурджанадзе. Кого еще вы можете вспомнить, кто столько работал над собственным стилем?
- Кстати, один период очень хорошо одевался Звиад Дзидзигури. Национальный костюм был выражением его партии и политической ориентации, и ясно, его сторонникам это давало дополнительный стимул прислушиваться и следовать ему. Политически одеваться стал Зура Джапаридзе, также учитывая вкусы своего электората - худи, шорты, молодежный стиль.
Вы упомянули Бурджанадзе, а я тут же вспоминаю Эку Беселия, у нее в последние годы тоже большой рост по сравнению со стилем предыдущего периода. Вообще перегруженность аксессуарами, украшениями, рюши, кружева, крупные резкие принты, у мужчин пестрые брюки в крупную клетку или пиджаки, не подходят ни для официального пространства, ни для встреч с населением.
Вообще, политик, одетый таким образом, говоря двумя словами, для электората не воспринимается всерьез. Люди получают информацию сначала зрительно, а затем на слух. Либо примут как своего, либо почувствует раздражение
Я помогала одному политику, и мы запланировали встречу с вынужденными переселенцами. На встречу он приехал в огромной машине величиной с бараки этих людей. На нем была выходная обувь, белая рубашка и дорогие аксессуары. Нам пришлось срочно пересадить его в обычную машину, отправить его на встречу в спортивной обуви, джинсах и синей футболке. Странно, что советом пиара его партии был первый вариант одежды, по их словам, так он хорошо смотрелся бы в массе. Так что неадекватный стиль одежды многих политиков не всегда является их «заслугой», виной тому могут быть ошибки или некомпетентность советников.
- Перечислите вещи, которые вы запретили бы в гардеробе грузинских политиков ...
- В целом я против запретов. Просто, если у самого нет интуиции, когда, какого стиля одежду надеть, обязательно стоит послушать имиджмейкера, который подберет подходящий стиль в зависимости от ситуации.
- В недавнем прошлом мы помним реакцию на куртки Ники Мелия и Ануки Арешидзе, насколько справедливо, по вашему мнению, тогда возмущалось общество?
- Это было совершенно несправедливо. И Ануки, и Ника были одеты в куртки, соответствующие ситуации. Какого бренда и какой стоимости, люди, с которыми встречались, не знали. Если кто-то знал бренд, то и это не было проблемой. Как критики себе представляют, если бы Ника или Ануки были в китайской дешевой одежде, купленной на рынке, это не оказалось бы более «постановочно» и неловко, своего рода ложью?
Я не понимаю, чего мы требуем от людей с высокими доходами, они что, должны переодеться в старье как средневековые цари и так выйти в народ? Подобная критика уже является компонентом политического оппонирования.
- Стиль одежды Михаила Саакашвили всегда был предметом обсуждения, но не как дорогостоящей, в этом плане общество никогда не раздражалось... Как вы думаете, почему?
- И тогда бывали насмешки, просто социальные медиа были не так развиты, плюс в первые годы правления Миши у него практически не было политических оппонентов… Я часто привожу в пример студентам одежду Саакашвили.
Мишу одевали в соответствии с азбукой политической коммуникации. При доскональном соблюдении правил: с рабочим классом - клетчатая рубашка, sky комбинезон со спортсменами, шорты на велосипеде и в учебном заведении т.н. club jacket. Такой китчевый стиль одежды исходя из типажа, не придавал его виду народности, а выглядел искусственным и для многих забавным.
- У кого самый лучший вкус и кто самый безвкусный в современной грузинской политике?
- У каждого свой вкус, лично для меня нет безвкусно одетого человека, каждый должен носить то, что ему нравится, просто для политика, исходя из его деятельности, одежда является частью имиджа, и он должен обращать на это внимание. Первой наиболее академично и соответствующим образом одетой в последние годы вспоминается Мариам Джаши, а также и Елене Хоштария.
Было бы желательно скорректировать стиль одежды Беки Одишария и Нато Чхеидзе. Разумеется, имею в виду во время политической деятельности.
- В сегодняшней политической реальности какие политики нравятся людям, народного или все же европейского стиля?
- У обоих есть свой сегмент. Например, было очень интересно, когда Гирчи носили чохи.
- Интересно, если посмотреть на Грузию 90-х, думаю, никто из политических лиц того времени не был вовлечен в скандал из-за дорогих костюмов ...
- Помню, тогдашний американский владелец «Теласи» с ума сходил от дорогих часов министра энергетики, у человека на руке стоимость годового энергобюджета, а в стране было темно. Если на ком-то было надето что-то дорогостоящее и брендовое, никто этого видел. Люди не узнали бы бренда, телевидение работало хорошо если по несколько часов, а социальных сетей не было. Соответственно, одежда не могла стать предметом обсуждения. Но то, что хотя бы в парламенте одежда имеет большое значение - напомню вам Джабу Иоселиани, когда он стал депутатом, приходил на сессии в накрахмаленной рубашке и бантом на шее ...