В последнее время все больше женщин интересуются винодельем, разводят виноградники, ухаживают за ними и готовят вино. Миранда Чхетиани живет в деревне Твиши, Цагерского муниципалитета. После окончания школы она осталась в деревне и все еще живет в доме предков, одна. Ухаживает за двором, посаженным собтсвенными руками Цоликоури и виноградником, оставшимся от деда.
- В деревне устроили хозяйство саженцев, в котором я и начала работать. В качетсве зарплаты я взяла оттуда 500 саженцев винограда. Подумала, что деньги потрачу, и своими руками высадила на своей земле виноградник. Потом добавила еще 200 саженцев и сейчас собираю уражай с 700 саженцев. Рассадник был устроен по финансированию ЮСЕЙД. Нам проводили тренинги профессора, виноделы, сомелье, так что я прошла курс обучения. Мой дед был заслуженным агрономом района, у меня остались и его книги, с которыми я ознакамливаюсь
- В общем, ты решила серьезно взяться за виноделье. -0:15
- Да, разлила вино по бутылкам. Весной собираюсь вскрыть квеври и добавить еще.
- У тебя только сорт Цоликаури?
- В Твиши хорошие условия для этого сорта. В винограднике моего дедушки тоже Цоликаури. Основное направление моего хозяйства развитие натурального и биохозяйства. Я не пользуюсь химикатами, только натуральными удобрениями. Возможно, таким уброзом урожай будет меньше, но я преподчитаю работать с биопродуктом. Соберу, выжму сок и будь, что будет. Несмотря на то, что вина в Твиши по природе полусладкие, сейчас у меня сухое вино. В этом году это было вызвано изменением климата- вино быстро вскипело и осталось сухим. Я оставляю вино в квеври, в европейском стиле, не на чаче, но сейчас думаю, что в будущем буду бродить часть на чаче и сравню, какое окажется лучше.
- Одинокая девушка справляется с делами одна или это семейное хозяйство и тебе помогают родные?
- Я никого не подпускаю к процессу, справляюсь со всем сама. Сама провожу то, что мы называем «зелеными операциями». Мои родные – родители и брат, помогают когда надо что-то успеть, например, когда цветет виноград, надо убрать с цветов новые наросты.
- Ты одна живешь в деревне..
- Да, одна. Родители и брат в Кутаиси. После окончания школы я осталась здесь, потому что дедушке было за 90 и ему нужен был уход. Как раз в это время в деревне отурыли рассадник. Я посадила виноград через год после смерти дедушки. Меня просили переехать в Кутаиси, но я отказалась и осталась.
- Девушка-винодел, отказавшаяся от жизни в городе и предпочитающая труд в деревне это редкость.
- Деревня, дом, двор и виноград для меня все. Недавно на несколько дней ездила в Тбилиси и так соскучилась по дому и винограднику... По соседству в основном живут старики и, возможно, осенью мне придется самой пилить дрова. Я по возможности помогаю им и в других делах.
- Вернемся к вину. Каким оно должно быть, чтобы тебе понравиться?
- В нашем вине меня привлекает то, что в нем чувствуется аромат разных деревьев, цитрусов и все это гармонично сочетается друг с другом... В Лечхуми квеври стоят под открытым небом. Я хочу их перекрыть и добавить квеври, чтобы расширить производство вина. Ищу участки земли, если кто-то их продает, я с удовольствием куплю.
- Ты бы посоветовала что-нибудь другим?
- В деревне мало молодежи. Очень жаль, что они уезжают и забывают професии, которым служили их предки. Виноградники и земли заброшены. Знаю, что все связано с финансами, им тяжело и нет возможности, но я ведь рассказала о своем примере – как смогла начать хозяйство. Так что все возможно. Главное, чтобы жизнь на землях предков продолжаласб. Мы не должны бросать эти места. Для меня этот подход такой стимул, что не имеет значения насколько трудоемким делом я занимаюсь.
Я очень хочу, чтобы как можно больше людей вернулось в деревни и делали все, что могут. Иногда можно и ничего не делать, но когда отрываешь дом, разжигаешь огонь, это уже хорошо. Я бы хотела, чтобы никто не бросал своих домов, и ни один двор не был бы заросшим.