Беспрецедентное дело о нападении на «Банк Грузии» в Зугдиди выявило не одну сторону проблем, существующих в стране. Особый интерес представляет психологический аспект этого случая. В определенной части общества сложилось неадекватное отношение как к самому факту, так и к злоумышленнику. В то время как в заложники были взяты десятки людей, и их жизни были в реальной опасности, в социальных сетях словно вирус распространялись шуточные «посты» об этом факте. Кроме того, парадоксальным было отношение к грабителю как самих заложников, так и части общества. К нему выражали благорасположение, более того, в некоторых случаях даже романтизировали персону напавшего.
На что указывают эти, казалось бы, странные реакции в обществе и как это объясяется психологически? - AMBEBI.GE поговорил с психологом Наной Чачуа.
- В первую очередь, хочу спросить о психотипе нападающего. Налетчик, который был готов к тому, что его пленники распрощаются с жизнью, обращался с ними «по-доброму». Освободившиеся пленники рассказывали, что грабитель им сочувствовал, предлагал еду и даже переживал за их дискомфорт. Как вы объясните такое поведение?
- Готовность пойти на все – это крайнее проявление страха. И этот грабитель на самом деле тоже очень трусливый человек. Он был в большом страхе, что касается его разговора о т.н. благах, то эти факты вовсе не характеризуют его как положительного человека. На самом деле это вопрос обоюдного страха. В этом случае обе стороны были в одинаковом положении, они находились в общем пространстве, в общем испытании, страхе и бессознательно будто поддерживали друг друга, объединялись. Если бы они были в разных ситуациях, он бы и не предложил хачапури и не стал бы включать кондиционер.
- Что касается позитивного, доброжелательного отношения к грабителю, которое сложилось в определенной части общества. Что вы можете сказать об этом?
- Это называется «Стокгольмский синдром», и этому есть много примеров. В основании этого термина аналогичное ограбление банка в Стокгольме. И в том случае заложники сопереживали грабителям, относились к ним с симпатией и даже навещали в тюрьме. В конце концов случилось так, что пленница и грабитель поженились.
Психологически это объясняется следующим образом: заложник в это время испытывает сильный страх, напряжение, из-за чего идентифицирует, отождествляет себя с насильником, имеющим в этот момент власть. Таким образом он перекрывает собственную беспомощность, слабость, страх. Примеры этого часто встречаются в школе. Если, например, в классе есть ребенок, который физически слаб, не может защитить себя, является объектом буллинга, он пытается сблизиться с ребенком-насильником, более сильным. Пытается ему что-то дарить, выполнять указания и всячески покорить его сердце, чтобы чувствовать себя более защищенным. Примеры «Стокгольмского синдрома» встречались и в концентрационных лагерях и т.д.
Этот синдром встречается у людей, не имеющих твердых внутренних ценностей. Человек, который полагается на внутренние жизненные ценности и имеет свободу выбора, никогда не будет так себя вести. Он не будет ни насильником, ни восхваляющим насильника. Это основано на личностных данных. Что касается отсутствия внутренних ценностей, то это вызвано биологическими, психологическими и социальными причинами. Биологически, когда человеком генетически унаследована психическая слабость, психологическая причина состоит в том, что у человека возникли психологические проблемы из-за проблем в его воспитании, детстве, отношений с родителями. А что касается социального фактора - здесь надо учитывать сложившиеся в обществе установки. Преобладающее в обществе мнение во многом определяет поведение личности.
- В то время как десятки заложников и их семьи находились в невероятном стрессе и молились о спасении, в социальных сетях определенная часть общества пыталась увидеть в этой ужасающей истории шутливый аспект и веселилась. Как вы объясните это?
- Тот, кто в такое время может шутить и не обеспокоиться, не сочувствовать попавшим в беду, испытывает ощущение собственной беспомощности, это человек слабый. Эта шутка - способ, с одной стороны, убежать от страха, а с другой – реализовать накопившуюся агрессию. И эта агрессия основана вновь и вновь на страхе, который вызван этими тремя факторами, о которых мы говорили, - биологическими, психологическими и социальными.
Эта часть людей уже называется массой, а не народом. В свою очередь, у каждого человека в этой массе есть очень серьезная психологическая проблема. Самая тяжелая из этих проблем состоит в том, что у человека нет тех ценностей, которые прочно удерживают его по жизни.