Спектакль Роберта Стуруа назвали «постыдным» - что случилось в театре Руставели на юбилейном вечере, посвященном столетию грузинского парламентаризма

Спектакль Роберта Стуруа назвали «постыдным» - что случилось в театре Руставели на юбилейном вечере, посвященном столетию грузинского парламентаризма

12 марта гостям театра Руставели, которые были приглашены на празднование 100-летнего юбилея грузинского парламентаризма представили спектакль Роберта Стуруа «Судьба Картли».

На вечере присутствовали представители законодательной и исполнительной власти, лидер партии «Грузинская мечта – демократичная Грузия» Бидзина Иванишвили вместе с супругой, премьер, председатель парламента, представители дипкорпуса и культурной сферы.

Режиссер поставил спектакль именно к этому масштабному мероприятию, но ни одна постановка Стуруа не вызвала такой негативной реакции публики, как «Судьба Картли».

"Какой позор спектакль «Судьба Картли»... Ладно Стуруа, но разве молодым актерам не стыдно?... – написал на своей странице в Facebook журналист и критик Гоги Гвахария.

"Спектакль Роберта Стуруа «Судьба Картли за гранью злого и доброго. Я не могу описать эту постановку простыми словам, каким является популярный у нас «маразм» или некорректные кретинизм и идиотизм – это было за гранью добра и зла (Jenseits von Gut und Böse) – если прибегнуть к словам популярного у нас Фридриха Ницше», - так оценил спектакль литературовед Лаша Бакрадзе.

За критичными Facebook публикациями последовали не менее резкие комментарии.

Историк Ираклий Хвадагиани поделился впечатлениями от спектакля с AMBEBI.GE:

"В данном случае критика спектакля не касается художественной и исполнительной стороны, так как мы сможем оценить его лишь как рядовые зрители, но и в этом плане следует отметить, что все было ужасно. Что касается сути: спектакль устроен в рамках 100-летнего юбилея Учредительного собрания Грузии; это очень важная дата для нас, она загружена как позитивном, так и трагизмом.

В 1919-1921 годах Учредительное собрание – первый полноценно избранный законодательный орган, создало фундамент современной грузинской государственности, законодательство и конституция. Абсолютное большинство депутатов собрания работали в различных госинститутах и общественных организациях и полностью были вовлечены в осуществление «проекта» - превращение Грузии в органичную часть Европы. Оккупация советской Россией в 1921 году убила этот проект, так же физически уничтожила большую часть депутатов и стерла из памяти их политическое наследие.

В канун 100-летия этого случая, на вечере, посвященном этому торжественному событию, театральное представление вовсе не показало, что данный период часть нашей истории. Автор (ы) назвали представление «неисторичной фантасмагорией». В данном случае невозможно спорить с автором по поводу выбора художественной формы, но мы увидели настолько невероятное решение, что его и критиковать трудно – но только с художественной, но и с содержательной точки зрения.

Почему гротескное, абсурдное представление не должно быть неприемлемой формой для такого дня? В современном мире людям искусства невозможно установить границы – творчество тем и ценно, что для многих оно может быть эмоционально неприемлемым, шокирующим и оскорбительным, но этот эффект должен перевешиваться целью и смыслом. Была ли у этого представления такая цель? По нашему мнению – нет.

Зато была претензия на «неисторичное» представление – показать нашу историю от аргонавтов до сегодняшнего дня. Это попытка не ушла дальше доведенных до комичности уродливых исторических клише – о том, что издревле нас «лишали грузинности», «мы ели друг друга», «Европа на нас плевала» и т.д.

Особенно раздражало в спектакле стереотипное и уничижительное представление персонажей-мусульман. И это при том, что в зале и через экраны телевизоров спектакль смотрели мусульмане-граждане Грузии и послы стран, в которых доминирует мусульманское население! - отметил историк Ираклий Хвадагиани.

Искусствоведы, с которыми связалось агентство AMBEBI.GE для оценки «Судьбы Картли» отказались оценивать спектакль из этических соображений, так как не присутствовали на нем. Не видел представления и Георгий Шенгелая, но это не помешало ему радикально высказаться в адрес Роберта Стуруа в разговоре с AMBEBI.GE:

"Я не видел этого спектакля и мне он не интересен! Я не люблю Роберта Стуруа и все! Вот он и доказал, что ни на что не годится! Какой-то талант у него есть, хорошо получается брать чужое... Он хорошо снял Брехт, хорошо работает с актерами, но когда ставит что-то более серьезное, то дело плохо. В последнее время он начал ездить в Москву и невозможно отличить его русские и грузинские спектакли друг от друга. Я говорил, что Роберт Стуруа творчески деградирован. У него больше нет потенциала, но при этом он честолюбивый и вцепился в театр Руставели! А наше правительство волнует только узнаваемость человека за границей. Они не обращают внимания на по-настоящему национальных режиссеров. Только послушайте с какой ненавистью говорят актеры о своем же театре. Единственный выход – обновление театра. В руках Стуруа он ушел назад и погиб! Не представляете сколько человек мне позвонили и поделились своим негодованием.

- Вы видите режиссера, который смог бы спасти театр Руставели?

- Нет! И в этом вся трагедия! Но Роберт Стуруа и так никого не впускает в этот театр! Однажды не впустил и меня! Повторяю – театра Руставели больше не существует! Но хочу спросить – а существует ли страна? В плохой стране плох и театр и все остальное!»

После такой критики мы попытались связаться с самим режиссером Стуруа, но как известно, записать с ним интервью практически невозможно. Директор театра Руставели Гия Тевзадзе в разговоре с AMBEBI.GE ограничился кратким комментарием: «Не знаю о какой критике вы мне говорите и не собираюсь узнавать! Кому-то нравится, кому-то нет, и у всех есть право на выражение собственного внимания.»

-Господин Стуруа ничего не говорил о негативных оценках?

- Нет, не говорил и не скажет. У всех свое мнение и невозможно запретить его выражать. 14 марта он делает операцию на сердце и ему сейчас не до критики. Мы принимаем приемлемое, но не неприемлемое. Если критика здоровая, хорошо, а если нет, то это на совести критиков».

На спектакле «Судьба Картли» присутствовал и режиссер Гоча Капанадзе, который удивлен таким откликом.

"Я не могу согласиться с критикой, не понимаю, что вам не понравилось? Творчество Роберта Стуруа не заслуживает такой оценки. Я говорю это объективно, я сейчас не работаю в театре Руставели и никто не может обвинить меня в предвзятости. Мне понравилось, это было интересное представление и очень хорошая задумка.

- Говорят, были неправильные сообщения, спектакль вызвал дискомфорт у зрителей-мусульман.

- Это часть нашей истории и не думаю, что кому-то было неудобно. Это была передача истории Грузии. Начиная от Медеи, до убийства Ильи Чавчавадзе. Финал полностью взят из «Кавказского мелового круга». Пропущенная эпоха – правительство Жордания, коммунистический период, годы независимости, 9 апреля, Звиад Гамсахурдия, Эдуард Шеварднадзе, Михаил Саакашвили – думаю, это было сделано с умыслом. И все эти задумки надо было понять, прежде чем так все ругать. В создание этого представления было вложено много труда. Я присутствовал на репетициях и видел этот труд. Вам может что-то не понравиться, но всегда надо стараться видеть позитивные стороны – там были великолепные сцены!

Все это надо было видеть, а не высказывать эмоции о том, что все плохо. Молодым актерам нужна поддержка, они хотели хорошо все представить, очень волновались и, думаю, прекрасно со всем справились. Нужно немного такта, когда оцениваешь работу другого!»

«На одном рейсе был и ребенок ... Некоторым потребовалась медицинская помощь» - фото из зоны бедствия, где были эвакуированы до 100 человек

NDI: благодаря чему в Грузии низкое распространение коронавируса? - правильные шаги правительства и врачей - 73%, генетика и религия - 17%

Тестирование на коронавирус будет проведено на всех рынках