Тоне, шоти и грузинский лаваш – виды хлеба в древнейшей Грузии и традиции их выпекания

Тоне, шоти и грузинский лаваш – виды хлеба в древнейшей Грузии и традиции их выпекания

В Грузии есть несколько десятков видов хлеба, технология выпекания и формы которых, говорят о высокой культуре знания этого дела. Хлеб сытный продукт. Его тесто готовят в основном из пшеничной муки.

Грузия считается одним из древнейших очагов разведения хлебных культур. В Восточной Грузии были выведены и обработаны редкие сорта пшеницы, что весьма способствовало развитию страны. Немолотое зерно называли раньше «сулади», а молотое – мукой. Существовало зерно разного качества и свойств, из которых готовили разные хлеба.

Хлеб пекут и в тоне, и в печи, хотя хлеб из тоне любят и уважают больше. А в печи выпекается хлеб любого вида.

Если в тоне у пекаря горит лицо, то использование печи помогает этого избежать. Вместе с тем, хлеб из тоне держится меньше: через 3 дня высыхает, а хлеб из печи выдерживает неделю. Хлеб выпекался различной офрмы – круглый, длинный, четырехугольный, с изображением человека и животных и пироги с начинкой. Отличался хлеб и по назначению – ритуальный, для семьи, для гостей. К ритуальной относится выпечка, связанная с культом мертвецов, изделия для воздаяниям богам, силам природы и другие пряники.

В некоторых деревнях Грузии выпеченный хлеб входил в оплату труда. Для хлеба использовалась мука одного вида или смешанная. В древней Грузии смешанной мукой пользовались крестьяне, а чистая считалась деликатесом и хлеб из нее пекли лишь в особые дни.

Отношение к хлебу у нас всегда восходило к ритуальному. К нему относились почтительно и с заботой. На стол первыми несли хлеби вино, его ри этом не резали, а ломали руками, а если хлеб падал, его поднимали и целовали. Тоне считалось святым местом. Люди верили, при выпечке хлеба рядом находились души умерших, поэтому при благословении хлеба всегда упоминались пекари. Выпеченному хлебу давали остывать в деревянных корзинах и хранили в деревянных ковчегах.

Несмотря на то, что мясо было распространенной едой, важнейшее значение для выживание присваивалось хлебу. Хотя в горах хлеба часто не хватало. Для добычи хлеба хевсуры, например, отправлялись в различные районы Северного Кавказа на работу. Недостаток земли и неурожайные годы вынуждали хевсуров доабвлять к пшенице различные зерна. В этнографическом быту Сванети особенно выло выражено разделение хлеба и хлебных изделий по полу, возрасту и типу работы.

Тоне

Тоне - это вставленное в землю бездонное глиняное изделие цилиндрической формы. Оно распространено в низинах Грузии и используется для выпекания хлеба высокой клейкости. В грузии распространено тоне двух видов: семейные т.е. деревенские тоне и тоне професионального пекаря. В деревнях распространены тоне с широким и узким горлом маленького, среднего и большого размеров. Высота семейного тоне, как правило, метр. В разных уголках Грузии тоне вставляют в землю на разной высоте: целиком, на половину, или лишь основанием. Для укрепления наземной части тоне и удерживания жара вокруг тоне делали плетенку. Пространство между тоне и плетенкой заполняли землей и трамбовали. Тоне также использовали для «запекания» продуктов, сушки деревянных изделий, отопления. Профессиональные тоне отличаются от деревенских и размером и формой. В Грузии известны тоне из раскопок в Урбниси (V-VII вв.), Тбилси (XI, XII вв.), Рустави (XII-XIII вв.), Цплисцихе (XIV-XVI вв.) и др. Самыое древнее тоне в Закавказье было обнаружено на территориии Урарту и датируется VIII веком до н.э.

Шоти

Шоти – разновидность грузинского хлеба из тоне, он длинный и дугообразнй. У него толстые бока, тонкий центр и заостренный конец. Особенно длинный и согнутый шоти пекут в Кахетии, в Картли преобладает более короткая форма. Название «Шоти» по-видимому связано с древнегрузинским божеством, луной. В древних исторических источниках упоминается использование хлеба в ритуальных целях. Шоти и сегодня используется в основном на торжественных церемониях.

Грузинский лаваш в тоне

Грузинский лаваш разновидность хлеба из тоне и радикально отличается от азиатского лаваша, распространенного среди других стран и наций. Азиатский лаваш готовится из бездрожжевого теста, он длинный и тонки. Грузинский лаваш пекут на дрожжевом тесте, он толстый и имеет круглую форму. Грузинский лаваш пекут в тоне, опуская его туда на лопате (доске с ручкой, к концу которой прикреплена подушка).

Со временем у лаваша появилось риутальное назначение. Его выпекали на имя усопшего. Ломали лаваш над сердцем покойника, а затем ели замоченные в вине кусочки, что объяснялось символичным причщением.

Таким образом, у культуры разведения зерновых, выпекания хлеба в тоне или печи долгая, интересная и древнейшая история, которая сыграла серьезную роль в развитии нашей страны на различных этапах.

«На одном рейсе был и ребенок ... Некоторым потребовалась медицинская помощь» - фото из зоны бедствия, где были эвакуированы до 100 человек

NDI: благодаря чему в Грузии низкое распространение коронавируса? - правильные шаги правительства и врачей - 73%, генетика и религия - 17%

Тестирование на коронавирус будет проведено на всех рынках