Одним из первых признанных дизайнеров моды в Тбилиси был Александр Ахвледиани, известный всем под именем «Саша портной». Он был родом из Кутаиси, в Тбилиси приехал в очень молодом возрасте в 20-х годах прошлого века.
В то время в столице было известным ателье Волковых, которей находилось на Руставели, 14. Волковы работали в Грузии до революции. Как только началась смута и люди стали массово уезжать за границу, они последовали за этой волной. Оставили ателье, но не бросили его бесхозным. Оказывается, у них была прислуга, выросшая в этом доме - Александра Романова, которую оставили в качестве хозяйки ателье. Как вспоминают потомки «Саши портного», Волковы сказали молодой женщине: «Если вернемся, то вернешь наше имущество, а если не сможем – дело твое, делай, что хочешь». Так ателье досталось Александре. Молодой женщине некуда было деться, ведь у нее была прикованная к постели мать.
Каким-то образом приехавший в Тбилиси Александр Ахвледиани оказался у этой женщины, она взяла его в подмастерья. Именно с этого началась его швейная карьера. Между тем они полюбили друг друга и поженились. Женщина была на десять лет старше, но это не помешало им жить вместе и в итоге дело повернулось так, что Саша стал в Тбилиси модельером одежды номер один.
Но до этого он успел побывать в Париже.
«В тот период в Париже были братья Какабадзе, Элене Ахвледиани, Ладо Гудиашвили, Кикодзе. У дедушки были их картины. Отношения с Ахвледиани и Гудиашвили продолжались до конца жизни, они были очень дружны. В Париже он задержался на семь лет. Был там подмастерьем, получал зарплату, а параллельно учился. Когда собрался уезжать, стали отговаривать, говорили, что за год может стать миллионером. Его дипломной работой была знаменитая оперетта «Летучая мышь». Костюмы к этому спектаклю с начала и до конца были сшиты дедушкой. Фактически он считался театральным костюмером. Потом долго работал здесь в опере. Когда опера сгорела, сгорели и все его костюмы, ни один не уцелел. Он едва не сошел с ума», - рассказывает его внучатая племянница Ия Ахвледиани.
Как уже было сказано, он шил не только повседневную одежду, но и сценические костюмы.
Фото: Ната Вачнадзе.
У него одевались женщины из грузинской элиты. Говорят, что Саша создавал одежду без эскизов.
Он раскладывал ткань на столе и наносил выкройку кусочком мыла, потом резал, сшивал, подгоняя по фигуре заказчика с необычайной точностью. У него были помощники, которые украшали платья бисером или красивой вышивкой. У него одевались и известные грузинские актеры, в том числе красавица Нато Вачнадзе.
О его клиентах Ия Ахвледиани рассказывает изданию «Тбилиселеби»:
«Он очень любил работать с Чутой Церетели, с большой охотой и любовью шил Нато Вачнадзе, Нино Рамишвили...
- К нему приходили жены чиновников?
- Он шил Нине Гегечкори. Он был единственным мужчиной, которого к ней близко подпускали, а эта женщина всегда была в окружении охраны своего мужа. Когда Берия арестовали, дедушка собрал пожитки и сел. Испугался, что и его арестуют, но избежал этого».
Интересно, что Нина Гегечкори говорит о «Саше портном» в своих воспоминаниях. Как известно, после ареста мужа задержали и ее вместе с сыном. Как ни парадоксально, жене Берия было предъявлено обвинение в доставке в Москву ведра краснозема из российской нечерноземной зоны.
Нина Гегечкори:
«Каждый день меня вызывали на допрос, и следователь требовал, чтобы я давала показания против мужа. Он говорил, что «народ возмущен действиями Лаврентия». .. В Бутырке я просидела больше года. Какие мне предъявляли обвинения? Не смейтесь, абсолютно серьезно меня обвинили в том, что из Нечерноземной зоны России я привезла одно ведро краснозема. Дело в том, что я работала в сельскохозяйственной академии и занималась исследованием почв. Действительно, когда-то по моей просьбе на самолете привезли ведро красного грунта. Но так как самолет был государственным, то получалось, что я использовала государственный транспорт для личных целей. Второе обвинение было связано с использованием мною наемного труда. В Тбилиси жил известный портной, которого звали Саша. Как-то он приехал в Москву, и я заказала у него платье, за которое, естественно, заплатила. Наверное, именно это и называлось „наемным трудом“. Честно говоря, я сейчас не помню, был ли у меня в Москве какой-нибудь тбилисский портной. Может быть, и был. Но ведь я заплатила деньги. Не понимаю, в чем заключалось моё преступление».
Свою карьеру «Саша портной» завершил в ателье, которое располагалось рядом с кинотеатром «Казбеги» в Ваке. Там он в конце работал консультантом, а до этого имел свою маленькую компанию «Коммуна».