Мы содействуем восстановлению доверия между разделенными обществами, но на нашу мирную инициативу, односторонний отказ от применения силы, ответного реагирования не последовало. Напротив, мы получаем в ответ милитаризацию оккупированных регионов, угрозы и инциденты, - об этом президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила в ходе выступления на Парламентской ассамблее Совета Европы, говоря об оккупированных территориях Грузии.
Как отметила Зурабишвили, после российско-грузинской войны прошло почти 12 лет, и 20% нашей территории по-прежнему оккупированы. По ее словам, ситуация с правами человека на оккупированных территориях плачевная и постоянно ухудшается.
«Линия оккупации постоянно меняется, а пункты пропуска часто закрыты, что ограничивает право населения Абхазии и Цхинвальского региона на передвижение», - заявила Зурабишвили.
По словам президента, цхинвальский пункт пропуска закрыт с сентября, что зачастую заканчивается человеческими трагедиями – «к примеру, такой трагедией была кончина Марго Мартиашвили». По словам президента, ее не пропустили на территорию, контролируемую центральными властями Грузии для получения неотложной медицинской помощи.
«На оккупированных территориях постоянно ограничиваются права наших граждан - пользование медицинскими услугами; запрещается получение образования на родном языке - как на грузинском, так и на абхазском и осетинском; идет русификация. Также продолжается дискриминация грузинского населения на территории Гали, где оно в меньшинстве.
Села вдоль линии оккупации разделены; часты похищения граждан, требования «выкупа», случаи пыток и даже убийства за пересечение несуществующей «границы», которая разделяет иногда двор, иногда село, а иногда - кладбище.
Последним инцидентом было задержание цхинвальским режимом врача Важи Гаприндашвили. Он шел, чтобы помочь местному пациенту. Такие действия противоречат международно признанным гуманитарным принципам и создают основу для дальнейшей эскалации.
Я хотела бы воспользоваться нынешней возможностью и поблагодарить всех международных партнеров, которые приложили большие усилия для освобождения доктора Гаприндашвили из двухмесячного заключения», - сказала Зурабишвили.
По ее словам, следует отметить, что мониторинг ситуации на месте ограничен, так как Россия не допускает миссию наблюдения ЕС на оккупированные территории. «Это нарушение соглашения о прекращении огня от 2008 года», - отметила Зурабишвили.
Президент заявила, что летом прошлого года Грузия подала в Европейский суд по правам человека еще один межгосударственный иск против России - в связи с нарушениями прав человека на оккупированных территориях.
«Мирная инициатива правительства Грузии - «Шаг навстречу лучшему будущему» является демонстрацией нашей цели - улучшить социально-экономическое положение нашего населения, проживающего в Абхазии и Цхинвальском регионе. Мы содействуем восстановлению доверия между разделенными обществами, но на нашу мирную инициативу, наш односторонний отказ от применения силы ответного реагирования не последовало. Напротив, мы получаем ответ милитаризацией оккупированных регионов, угрозами и инцидентами», - сказала президент.