Второй тур промежуточных мажоритарных выборов на Мтацминда состоится до 13 июня. Соответственно, вышедшие на первое и второе места кандидаты активно продолжают предвыборную кампанию.
В оставшихся 7 округах победили кандидаты правительства, которые приступят к исполнению своих обязанностей на следующей неделе. А для оставшейся без постов оппозиции эти выборы стали горьким уроком. Эксперты считают, что если оппозиция не проанализирует эти результаты, выборы 2020 выиграет правительство.
После завершения выборов «Европейская Грузия» заговорила о необходимости расширения круга партнеров и заявила, что Ираклий Аласания и Давид Усупашвили весьма приемлемые для этого кандидаты.
«Не хочу предвосхищать события. Потому что пока нет состоявшихся фактов. Я не встречался с Ираклием Аласания. Он вообще не делал политических заявлений, но поддержал Шалву Шавгулидзе», - заявил один из лидеров партии Гига Бокерия.
«Мы готовимся к парламентским выборам и точно знаем, что говорить о каком-либо успехе с Саакашвили невозможно. Нам надо побеждать «Мечту». Последняя акция, в которой я участвовал вместе с Саакашвили была в ноябре 2003 года, и называлась она «Революцией роз». С тех пор прошло 15 лет, с тех пор я не участвовал с ним ни в одной акции и не собираюсь», - об этом заявил лидер «Движения строительства» Давид Усупашвили.
Сможет ли оппозиция объединиться к выборам 2020 года станет понятно с началом активной предвыборной кампании партий. Что касается промежуточных выборов, эксперт Хатуна Лагидзе описывает их как «разрушительные для оппозиции»,
«Ни у кого не было иллюзий о победе оппозиции, но я ожидала второго тура минимум в 3-4 кругах, по той простой причине, что в выборах участвовало много оппозиционных кандидатов.
Они не смогли сделать элементарного – перевести представителей «Грузинской мечты» во второй тур. На фоне критически настроенного электората, насколько слабой должна быть оппозиция, чтобы избиратель не пришел на участки?! Если б оппозиционные избиратели пришли на выборы, был бы второй тур. Эти выборы были массовым протестом для оппозиции, огромная пощечина.
Оппозиция допустила ошибки не сейчас, а минимум с 2016 года, когда не осознала после проигрыша на выборах необходимости радикального изменения подхода и тактики. После президентских выборов много говорили о том, что часть избирателей продалась за 5 кило картошки, но большая часть политического спектра продалась не на 5, а на 50 кило картошки и лук. То есть для них важен личный комфорт.
Объединение было обязательным условием, но второй тур показал, что кандидаты отказались поддерживать Шалву Шавгулидзе. Исходя из этого, оппозиция не сможет объединиться и в 2020 году.
Каха Кукава и Давид Усупашвили призывали объединиться вокруг одного кандидата, но уже сейчас видно, что оппозиция не пойдет на это, несмотря на проигрыш, потому что не может унять свои амбиции, и все это льет воду на мельницу правительства», - заявила Лагидзе AMBEBI.GE.
Эксперт не исключает, что к 2020 году маленькие партии договорятся с правительством.
«Они идут на гарантированный проигрыш в 2020 году или мелкие партии договорятся с правительством. Правительство получило такую психологическую фору, которой у них не было после президентских выборов.
Реально в Зугдиди проходило противостояние Гахария и Саакашвили, и Гахария выиграл эту дуэль. Эти выборы и исследование NDI выявило сильные фигуры.
С одной стороны, правительство, с лидерами, выявленными исследованием NDI и форой, а с другой оппозиция, которая не смогла привести избирателей на участки. Поэтому тот, кто говорит, что это был приговор лишь для «Националов», ошибается – это была пощечина в адрес всей оппозиции. Мне сложно прогнозировать какие они извлекут из этого выводы», - говорит Лагазидзе.
Аналогичного мнения придерживается аналитик Вахтанг Дзабирадзе.
«Мы должны дождаться результатов второго тура на Мтацминда и начать анализ, но одно можно сказать наверняка – оппозиция смогла бороться (округ Мтацминда) только так, где не ассоциировалась с «Национальным движением». Исходя из этого оппозиции надо делать серьезные выводы в подготовке к выборам 2020.
Все знают, что в 2020 году «Мечта» будет бороться за большинство в мажоритарных округах, именно там оппозиция должна попытаться найти общий язык. Не объединившись, а выбрав единого кандидата, который окажет серьезное сопротивление правящей партии и будет иметь шанс победить во втором туре.
Если оппозиционные силы хотят сменить «Грузинскую мечту», это создаст прецедент коалиционного правительства. Это единственный путь. Пойдут ли они на это зависит от желаний оппозиции. Возможность есть всегда, оппозиция должна подумать», - отметил Дзабирадзе.