Европейский суд по правам человека признал допустимым межгосударственное дело (IV) «Грузия против России» (заявка # 39611/18), - отмечается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Страсбургского суда.
«Дело касается предполагаемого ухудшения ситуации с защитой прав человека вдоль административной границы между территориями, контролируемыми Грузией, и Абхазией и Южной Осетией. Заявка была подана правительством Грузии 22 августа 2018 года. Это четвертая межгосударственная заявка Грузии против России», — говорится в пресс-релизе.
По информации суда, правительство России («правительство-ответчик») было уведомлено о жалобе 18 июня 2019 года.
«Правительство Грузии утверждает, что Россия осуществляла (и продолжает) административную практику притеснения, незаконных задержания и заключения, нападений, пыток, убийств и запугивания в отношении тех этнических грузин, которые пытаются пересечь или проживают вдоль линий административной границы, отделяющих территорию, контролируемую Грузией, от Абхазии и Южной Осетии. Правительство Грузии утверждает, что Арчил Татунашвили, - мирный гражданин Грузии, который был похищен при попытке попасть в Южную Осетию и был незаконно лишен свободы, подвергся пыткам и был убит лицами, ответственность за которые лежит на России, и что Россия не провела в соответствии с Конвенцией расследования его незаконного задержания и убийства», - отмечается в пресс-релизе. Здесь же отмечаются незаконные аресты и убийства двух этнических грузин - Давида Башарули и Гиги Отхозория.
Согласно пресс-релизу, суд установил, что имел юрисдикцию для рассмотрения дела, поскольку факты, представляющие предполагаемое нарушение конвенции, имели место до 16 сентября 2022 года, то есть в период, когда Россия была стороной Европейской конвенции по правам человека.
«Несмотря на то, что правительство Грузии просило суд рассматривать дела Давида Башарури, Гиги Отхозория и Арчила Татунашвили не только как иллюстрацию предполагаемой административной практики, но и как случаи индивидуальных нарушений конвенции, суд отметил, что эти дела также были частью трех индивидуальных исков (№ 44677/21, 3963/18 и 41776/18). Поэтому решил, что в этом межгосударственном деле он рассмотрит только обвинения касательно административной практики и рассмотрит данные три отдельных случая как предполагаемую иллюстрацию такой практики. Кроме того, суд согласился с тем, что ни одно событие, произошедшее до 2009 года, то есть до процесса «бордеризации», не должно приниматься во внимание», — говорится в пресс-релизе.