«Я проснулась, мужа в кровати не было… «Началось», - сказал он… Это был последний раз, когда я видела его в пиджаке и белой рубашке» - Олена Зеленская о личной истории войны

«Я проснулась, мужа в кровати не было… «Началось», - сказал он… Это был последний раз, когда я видела его в пиджаке и белой рубашке» - Олена Зеленская о личной истории войны

Первая леди Украины Олена Зеленская побеседовала с британским Vogue. Она вспомнила начало войны, первые дни российского вторжения, рассказал о личных эмоциях, чувствах к мужу и детям. Вот выдержки из интервью:

  • О первых днях российского вторжения

Помню начало очень хорошо, это был обычный рабочий день и вечер: дети возвращаются из школы, будничные домашние дела, подготовка к следующему учебному дню… Мы были напряжены. Все вокруг много обсуждали возможное вторжение, но до последней минуты невозможно было поверить, что это случится… В 21-м веке? В современном мире?

Я проснулась где-то между 4:00 и 5:00 утра из-за странного звука. Я не сразу поняла, что это был взрыв. Не поняла, что это может быть. Мужа в кровати не было, но когда я встала, то увидела его уже одетым как обычно в пиджак (это был последний раз, когда я видела его в костюме и белой рубашке, с тех пор он военный).

0-0-1649618869.jpg

«Началось», — это все, что он сказал.

Не могу сказать, что была растерянность и паника.

«Что нам делать с детьми?», - спросила я.

«Подожди, я сообщу. На всякий случай соберите вещи первой необходимости и документы», - сказал он и ушел из дома.

  • О детях:

Не было нужды что-то объяснять детям, они все видят, как и каждый ребенок в Украине. Конечно, это не то, что должны видеть дети, но дети очень честны и искренни, от них ничего не скроешь. Поэтому лучшая стратегия - говорить правду. Так что мы все обсудили с ними. Я постаралась ответить на их вопросы. Мы много говорим, потому что говорить о том, что болит, это даже помогает.

1-1-1649618887.jpg

  • О единстве украинцев

Война сразу всех объединила. И это была фатальная ошибка тирана, который напал на нас. Мы все в первую очередь украинцы. Он хотел разделить нас, раздробить, спровоцировать внутреннюю конфронтацию, но это невозможно сделать с украинцами. Когда кого-то из нас пытают, насилуют или убивают, мы чувствуем, что всех нас пытают, насилуют или убивают. Именно эти злость и боль, которые мы все чувствуем, моментально активизировали жажду действовать, сопротивляться агрессии, еще больше обострили желание защищать свободу.

Все делают то, что могут: солдаты с оружием в руках, учителя продолжают учить, врачи проводят сложные операции под обстрелами. Все стали волонтерами — артисты, рестораторы, потому что варвары пытаются захватить нашу страну. Я видела, что все это пробуждает в наших детях глубочайшие патриотические чувства, не только у моих детей, у всех детей Украины. Они вырастут патриотами и защитниками родины.

  • Как справляется с эмоциями:

Сначала не было времени на эмоции, нужно было заботиться о детях, их эмоциональном состоянии. Поэтому я старалась быть уверенной, энергичной, улыбаться, объясняя им, что да, надо спуститься в подвал и нельзя включать свет. Я старалась с оптимизмом отвечать на их вопрос: «Когда мы увидим папу?». Говорила — «Скоро».

В первые дни я надеялась, что мы сможем оставаться рядом с ним. Но офис президента превратился в военный объект, и нам с детьми было запрещено там быть. Нам приказали и переместили в безопасное место, если в Украине сейчас может быть где-то безопасное место. С тех пор мы общаемся с Владимиром по телефону.

2-2-1649619009.jpg

  • Истории украинских женщин

Я могу рассказать десятки таких особенных историй. Например, после деоккупации Киевской области мы услышали историю оставшейся в Буче врача Ирины Язовой. Он спасла соседей и незнакомцев, нуждавшихся в убежище и лечении, потому что были ранены. Помогла женщине родить без света, воды и газа, в горящем доме. О ее отваге рассказали соседи.

Расскажу о живущей в Киеве матери, об Ольге, которая укрыла собой двухмесячного ребенка, когда на их дом упала бомба. Расскажу о Наталье, воспитателе Черниговского детского дома, которая жила в подвале с 30 детьми, кормила и ухаживала за ними, потом нашла машину и под обстрелом, но смогла перевезти детей в безопасное место.

  • Как сейчас живет первая леди Украины:

Я сейчас живу так же, как и другие украинцы, у всех нас одно большое желание: мир. А я, как и каждая мать и жена, постоянно волнуюсь за мужа и делаю все, чтобы мои дети были в безопасности.

3-3-1649619100.jpg

  • Момент прошедшего месяца, который никогда не забудется

Я звонила всем, чтобы узнать, где мои родственники и живы ли они. И в какой-то момент поняла, что не знаю, увижу ли я их когда-нибудь еще моих любимых людей. Это был, наверное, первый раз, когда я плакала - первый раз, когда я отпустила эмоции… Не выдержала.

Примечание: в материале использованы фото украинского Vogue, сделанные в 2019 году.

«Битва за Донбасс станет ключевой в российско-украинской войне… Она напомнит вам Вторую мировую» — что говорит украинская сторона, наблюдая за приготовлениями России?

Шестилетний мальчик, мать которого умерла от голода, принес на ее могилу еду - еще одна душераздирающая история из Бучи

«Риски, связанные с моей семьей, остаются  - есть постоянные сигналы» - Владимир Зеленский