После грузино-абхазской войны прошло 25 лет. Недвижимость, некогда принадлежащая грузинам, была захвачена и поделена. Зачастую новые хозяева не могли поделить между собой объекты, что послужило причиной многочисленных разборок и противостояний. Так продолжается и сегодня.
Несколько месяцев назад перераспределение двух объектов в Гагре, которые раньше были собственностью грузин, стало причиной еще одного противостояния. Точнее конфликт начался много лет назад.
В Старых Гаграх у ресторана «Абаата» находятся два полуразрушенных здания. В одном из них до войны располагался продуктовый магазин, во втором – ресторан. Хозяином обоих заведений был
грузин, хотя работали там и абхазы.
«После войны почти все такие объекты, в которые принадлежали грузинам, подверглись особо жестокой расправе со стороны местных, как будто бы грузины могли забрать их с собой», - пишут абхазские СМИ.
По закону объекты принадлежали городской администрации. По имеющейся версии, грузины собирались выкупить оба этих здания. Но не успели, так как вскоре началась война. Вскоре началась борьба за присвоение оставшегося имущества между абхазами – работавшим там до войны Лесиком Сабуа и женой так называемого министра внутренних дел Абхазии Абесалома Бейя, которая также работала в ресторане.
После войны Лесик Сабуа и сын экс-министра Темур Бейя начали настоящую войну не на жизнь, а на смерть. Лесик хотел купить оба объекта, а Темур Бейя, который имел больше влияние благодаря своему отцу, не собирался их покупать, так как считал уже своей собственностью.
Но и Сабуа не собирался отступать, так как, по информации местных СМИ, он является участником грузино-абхазской войны и пользовался статусом лица с ограниченными возможностями. Поэтому у него появились амбиции быть привилегированным лицом в регионе.
Одним словом, в апреле 2018 года отец и сын Бейя приступили к демонтажу зданий. Лесик Сабуа решил приостановить процесс в начале словесным предупреждением, а после приступил к действию. Он открыл огонь из огнестрельного оружия, чтобы запугать отца и сына. Выстрелы были произведены в воздух. После чего Бейя приостановили демонтаж. Однако против Сабуа было возбуждено уголовное дело. Он был приговорен к трем годам условного заключения.
Хотя на этом все не закончилось. Уже в мае произошло новое столкновение между Бейя и Сабуа. Темур Бейя тяжело ранил Сабуа, здоровье которого после войны и так было подорвано. Бейя скрылся с места происшествия, хотя никто и не собирался его искать.
По словам местного населения, два полуразрушенных, разграбленных здания по закону являются собственностью гагрского района. Хотя администрация города лишь молча наблюдает за происходящим. Что позволяет думать, что Бейя заплатили им деньги.
В свою очередь Сабуа обратился к так называемому президенту, генеральному прокурору и во все соответствующие инстанции, с просьбой защитить его права. Но несмотря на это, поиски Бейя так и не начались. По имеющейся информации, Темур Бейя уже покинул Абхазию, хотя прокуратура не подтверждает этого факта. Он не появляется на работе в одном из государственных комитетов, однако ему продолжают зачислять заработную плату.
«Вот такое у нас хорошее государство, гагрский муниципалитет молчит, так как всем управляет коррупция. Бейя, который передвигался по городу с оружием и все в курсе его добрых дел, куда-то исчез. Но вот зарплату ему все равно зачисляют. Когда не существует государственных структур, люди разбираются друг с другом при помощи оружия. А оружие здесь есть у всех», - пишут абхазские СМИ.
Один из пользователей социальной сети, находящийся в Абхазии также вспомнил один случай, когда абхазы не могли поделить между собой грузинский дом. Тогда один назло другому взорвал в доме бомбу и так выяснил отношения. Пользователь также говорит о том, что знает немало постыдных фактов присвоения грузинского имущества.
«Уже 25 лет мы все приносим в жертву личным интересам. Над нами стоит посмеяться»,- пишет пользователь.
По словам другого пользователя, «Сабуа также не является ангелом. Он использовал свой статус ветерана и присвоил почти все государственное имущество в Гагре.