Минуло 18 лет, как в мир иной ушел народный артист Грузии, профессор, актер академических театров имени Шота Руставели и Коте Марджанишвили, главный режиссер Театра одного актера им. Верико Анджапаридзе, известный спортивный комментатор Котэ Махарадзе.
Я проникся симпатией к этому крайне популярному и чуткому человеку еще в детстве, когда слушал его футбольные репортажи. Особенно после 18 ноября 1964 года, когда тбилисское «Динамо» обыграло в Ташкенте московское «Торпедо» в «золотом матче» со счетом 4: 1 и впервые выиграло чемпионат Советского Союза. Затем, когда я стал своим в спортивной прессе, я много раз встречался с г-ном Котэ. В 2001 году по случаю его 75-летия я опубликовал в газете «Сакартвелос ресублика» («Республика Грузия») два интервью с ним (16 ноября и 13 декабря).
Я решил объединить интересные отрывки из этих бесед и напомнить их любителям спорта, потому что Котэ Махарадзе был событием: возможно, в юности он был обычным спортсменом, но необычайным человеком, актером, комментатором и другом, неповторимой личностью, которого очень не хватает всей Грузии.
Из балетной студии в баскетбол
- В семь лет мама отвела меня с сестрой в балетную студию, - однажды сказал мне г-н Котэ. - Я проучился там семь лет. Я был гибким и быстрым. Во дворе иногда гонял мяч со сверстниками. Однажды друзья повели меня в зал «Динамо». Я присутствовал на баскетбольном матче. Мне понравилось. Меня записал в свою группу эвакуированный из Ленинграда тренер Саша Елинский. Думаю, это был 1942 год. Елинский был хорошим человеком, и тренер - необыкновенный. Кстати, в его руках вырос известный баскетболист, трехкратный чемпион Советского Союза Леван Инцкирвели.
Я учился в первой школе. Наша баскетбольная команда часто выигрывала турниры. В 1944 году меня выбрали капитаном молодежной сборной Грузии. В том же году мы проиграли москвичам финал чемпионата Союза по очкам и заняли второе место. После окончания школы меня зачислили в баскетбольную команду тбилисского «Динамо». Я горжусь тем, что играл рядом со звездами грузинского спорта - Отаром Коркия, Сулико Тортладзе и другими.
- Вы не упомянули Нодара Джорджикия…
- Г-н Нодар, блестящий баскетболист и великолепная личность, тогда играл в команде Тбилисского Дома Офицеров и в ее составе дважды выигрывал золотую медаль союзного чемпионата. К его переходу в «Динамо» я оставил активный спорт.
- Что стало причиной ухода из баскетбола?
- У меня всегда было чувство объективности, даже в молодости. Тогда в «Динамо» выступали настоящие корифеи баскетбола, и я понял, что мне там нечего делать. Больше времени уделял учебе и театру.
- Легко ли обходились?
- Это произошло естественно. Я был на третьем курсе Театрального института, когда меня пригласили в тбилисский «Буревестник». Команды второй группы чемпионата Союза боролись в Баку за выход в первую группу. Там я играет против Бутаутаса, Лагинавичуса, Травина. Эти имена хорошо известны любителям баскетбола со стажем.
Потом - когда я стал актером в Театре Руставели, сформировал там баскетбольную команду. На гастролях мы проводили товарищеские матчи, и довольно успешно. Партнерами были Тенгиз Николаишвили, Нодар Чхеидзе, отец нашего Темура, Додика Робакидзе, Бадри Кобахидзе, Бичико Андроникашвили. Бичико был мастером спорта по волейболу - много лет играл вместе с Котэ Ломинадзе и Гиви Ахвледиани. В баскетболе тоже был неплох.
К микрофону по совету Эроси
-Когда вы решили стать комментатором?
- В 1957 году в Тбилиси прибыли профессиональные американские баскетболисты. Вести матч попросили прославленного Эроси Манджгаладзе. Он отказался. Когда спросили, что делать, он ответил так – А вот наш артист Котэ Махарадзе возьмется за эту работу: он педагог речи, при этом баскетболист - мастер спорта, лучшего и желать невозможно.
Я отказывался, но все же пришлось согласиться. Видимо, я неплохо вел свой первый репортаж, потому что через два дня Како Дзидзигури поручил мне вести футбольный репортаж о матче тбилисского «Динамо» и ленинградского «Зенита» по телевидению, которое тогда занимало место в нашей жизни...
-Самый счастливый день в вашей жизни, связанный со спортом.
- Ясно, 13 мая 1981 года, когда футболисты тбилисского «Динамо» выиграли Кубок обладателей кубков в Дюссельдорфе. Действительно, я был самым счастливым человеком. Ведь в ту ночь я возвестил историю великой победы грузинского футбола Грузии, всему Советскому Союзу и представителям социалистического лагеря Европы...
Некоторое время назад на официальном сайте Европейской федерации футбола были опубликованы лучшие фразы, произнесенные комментаторами в разное время. Среди них были и слова легендарного грузинского комментатора: «Представляю, что сейчас творится в Тбилиси! Ликует столица Грузии, ликует вся наша страна!» (вернувшийся из Германии Котэ Махарадзе из-за этих слов был допрошен в советской столице службой госбезопасности). Там же указывается, что Москва увидела в этой фразе стремление к независимости Грузии, что и сбылось через десять лет.
- Долгое время вы не подходили к комментаторской кабинке. Не соскучались?
- В прошлом году (имеется в виду встреча, состоявшаяся в Барселоне 26 мая 1999 года. - В.Д.) руководство «Рустави 2» попросило меня комментировать финальный матч Лиги чемпионов между «Манчестер Юнайтед» и «Баварией». Ностальгия заставила меня согласиться. Правда, на следующий день меня хвалили знакомые и друзья, но я почувствовал, что у микрофона уже не тот удалой Махарадзе. Я подумал, Котэ, твой звонок прозвенел, пора уходить. Хорошо, что мне хватило ума и силы воли, и я ушел ...
Важа Данелия