Палата представителей США опубликовала представленный Комитетом по ассигнациям законопроект, в котором говорится о приоритетах финансирования Госдепартамента, внешних операций и связанных с ним программ на фискальный 2021 год.
В документе отмечается, что Грузия в 2021 году получит в виде помощи не менее 132 025 000 долларов США, однако отмечается, что передача Грузии 15-ти процентов этой помощи может быть остановлена до того, пока госсекретарь США не установит и не представит комитету по ассигнациям отчет о том, что правительство Грузии предпринимает соответствующие шаги в направлении усиления демократических институтов, борьбы с коррупцией, верховенства закона в частном секторе и защиты иностранного бизнеса в стране.
В законопроекте также отмечается, что приостановка помощи не коснется тех программ, которые способствуют демократии, верховенству закона, развитию гражданского общества, медиа или направлены на уменьшение насилия по гендерному признаку.
По оценке одного из лидеров «Европейской Грузии» Гиги Бокерия, законопроект крайне тревожен. Как отметил Бокерия на брифинге, команда Бидзина Иванишвили ввела страну в тупик и продолжает вредить ей.
«В пору особого вызова команда Иванишвили и правительство продолжают вредить стране внутри и за ее пределами. Вместо того чтобы уменьшить давление на граждан во время такого экономического кризиса, когда ЕС открыл нам границы, чтобы дать шанс нашим гражданам не впасть в бедность, чтобы не обанкротился бизнес и драматично не сократились доходы, и установилась конкуренция, мы видим шаги, которые напрямую несут стране ущерб», - заявляет Бокерия.
По его оценке, это со стороны США четкий сигнал, посредством которого Вашингтон выражает обеспокоенность в связи с создавшейся в Грузии обстановкой.
«У нас есть очень тревожный сигнал от нашего стратегического партнера, такой, какого не было после 2003 года. Последний раз такого типа сигнал был в эпоху Шеварднадзе», - заявил Бокерия.
А по словам первого заместителя министра иностранных дел Грузии Вахтанга Махароблишвили, у законопроекта, в котором говорится об условиях оказания финансовой помощи Грузии, весьма продолжительный период разработки и на текущем этапе не будет верным определять то, какую он примет форму в конечном итоге.
Как отметил Махароблишвили, документ находится на ранней стадии разработки.
«Когда мы говорим о бюджетном законе, хочу подчеркнуть ту очень значительную запись, которая появилась в этом документе 4 года назад и усилиями властей Грузии, и которая связана с территориальной целостностью Грузии и политикой непризнания. В частности, этот документ последние 4 года очень четко говорит как о тематике оккупации, так и о территориальной целостности и суверенитете Грузии, и что очень важно, вводит санкции в отношении тех стран или организаций, которые устанавливают связи с оккупированными территориями. Естественно, это весьма значительная запись и наши старания направлены именно на усиление подобных записей.
Что касается других записей, примечателен тот факт, что документ находится на очень ранней стадии разработки... Соответственно, как видно, у документа весьма продолжительный период разработки и на текущем этапе не будет верным определять то, какую он примет форму в конечном итоге. Тем более что на фоне тех процессов, которые проходят в Грузии в направлении укрепления демократических институтов и в этом контексте на фоне тех отзывов, которые высказывались в последний период бы как со стороны Конгресса, так и со стороны госсекретаря. Мы, Министерство иностранных дел, так же, как и в целом власти, разумеется, продолжим коммуникацию с нашими американскими партнерами в целях их максимального информирования», - заявил Махароблишвили.
Ну а по мнению эксперта Гия Хухашвили, это определенные действия, однако, это не катастрофа. Это действия, которые больше предназначены для предупреждения, а не наказания.
Как заявил Хухашвили «ИнтерпрессНьюс», американская элита перешла с этапа стимулирования партнера на этап его вынуждения.
«Переход со стимулирования к вынуждению означает резкое ухудшение отношения и это весьма печально, тревожно, однако, с государственной точки зрения, как видно необходимо. Такая же политика принуждения была использована и в связи с Избирательным кодексом. Однако если в этом случае принуждение было риторическим и носило больше характер угрозы, сейчас это уже формализуется. Не удивлюсь, если в «Грузинской мечте» найдутся такие, которые скажут, что «ну и что, 15% не такая уж большая сумма». Тут речь не о размере, это политически тревожный акт, а не с финансовой точки зрения, поскольку он политически беспрецедентен», - заявил Гия Хухашвили.
По его словам, выход заключается в том, чтобы власти вернулись в русло демократического развития.