«Они должны знать, что человек - это плохо» - где и как живут осиротевшие медвежата в Тбилиси

«Они должны знать, что человек -  это плохо» - где и как живут осиротевшие медвежата в Тбилиси

Наверное, всем знакомо это фото – на нем популярный медвежонок Гарринча, которому уже год. Он любит отдыхать в гамаке, играть в воде, лазать по деревьям. Он любит вкусняшки и неугомонен, но несколько месяцев назад все было иначе.

Маленький Гарринча был напуган и травмирован, когда сотрудники министерства окружающей среды привезли его из Цагери в Тбилисский зоопарк. Из-за травмы ноги медвежонок хромал, за что его и прозвали Гарринчей, в честь известного бразильского футболиста.

Испуганный Гарринча, самый маленький из всех медвежат, никого к себе не подпускал. А сегодня, благодаря программе реабилитации зоопарка, он стал самым шкодливым и популярным медвежонком.

Как рассказывает AMBEBI.GE дириктор зоопарка Зураб Гориелидзе, кроме Гарринчи в программе еще четверо медвежат. У всех одинаковая история – толчком для начала реабилитационной программы для зоопарка стало огромное количество осиротевших в результате браконьерской охоты медвежат. Цель программы вернуть животных в естественную среду обитания.

«Мы никогда не знаем, что случилось в конкретных случаях, но легенда всегда одинакова: шли по лесу и встретили потерявшегося медвежонка. Так началась и история Гарринчи. После он попал в одну деревню, где его и нашли сотрудники министерства и привезли в зоопарк», - говорит Гуриелидзе.

Вместе с другими медвежатами Гарринча проходит процесс реабилитации на территории Тбилисского моря, в новом зоопарке. Здесь для них созданы соответствующие условия, чтобы животные не скучали и в то же время чувствовали себя естественными обитателями леса, что подготовит их к возвращению в дикую природу.

По словам Зураба Гуриелидзе, чтобы успешно вернуться домой, медвежата не должны дружить с человеком и сами добывать себе пищи. Программа учитывает все эти факторы. Администрация даже установила в вольерах камеры наблюдения.

«Мы оградили территорию, уменьшили контакт и ответственным за медведей станет один человек, который будет доставлять им пищу. Полностью изолировать медведей не получается, так каку них очень развит разум, обоняние и слух. Так что они прекрасно понимают что и где происходит. Мне сложно сказать, как именно пройдет процесс отчуждения, но у нас есть соображения, которые мы будем тестировать.

Чтобы вырастить медвежат, они должны к нам привыкнуть, ведь они знают, что человек - это плохо. Но нам приходиться кормить их соской, им нужно ежедневное внимание, чтобы вырасти здоровыми. Так что мы вынуждены идти на контакт», - объясняет директор зоопарка.

По его же словам, важно осуществить программу реабилитации до трехлетнего возраста, чтобы медвежата усвоили все навыки, необходимые для жизни в лесу. Зураб Гуриелидзе говорит, что медвежата с детства умеют охотиться, в основном их добыча пища растительного происхождения и рыба. Территория создана для добычи именно такого улова.

Несмотря на все усилия специалистов зоопарка, травма все же имеет негативное влияние на их психику, и у взрослых медведей устанавливается стереотипное поведение.

«У таких маленьких медвежат долго время сохранялся сосательный рефлекс, так как они не смогли полноценно питаться материнским молоком. К примеру, один из них – Копала садится у сетки и начинает сосать, издает соответствующие звуки. Бывают случаи, когда в заповедниках их не пытаются отучить от этого. Мы пытаемся бороться с этим.

Представьте стрессовую ситуацию в дикой природе, когда у медведя такая привычка. Он не сможет стать полноценным медведем», - отмечает Гуриелидзе.

Как медведей учат добывать пищу?

Чтобы медведи не начали искать людей для получения пищи после возвращения в естественную среду, сотрудники зоопарка учат медвежат добывать еду. В поисках угощения им приходится переворачивать стволы деревьев, лезть на ветви, рыть землю.

«Если медведю в неволе просто подавать пищу, он съест ее за 4-5 минут, а все остальное время будет бездельничать. У него не должно быть этого времени, он должен искать пищу. Скоро мы запустим к медведям волков, которые выполняют очень важную функцию. В природе волки и медведи живут вместе, между ними конкурентные отношения.

В случае появления в вольере волков им придется защищать свою пищу. Волк не представляет опасности для медведя, но он его конкурент. В природе волки не едят того, что начали есть у нас. Например, они воруют у медведей яблоки и рыбу, но зато медведи учатся защищаться.

Волки не дают медвежатам скучать, что мешает проявлению стереотипного поведения. Медведи понимают, что они не одни в природе», - объясняет специалист.

Пока неизвестно, когда именно медвежата вернутся в естественную среду. Но, по словам директора зоопарка, вернувшиеся в лес медведи будут носить ошейник, что даст возможность отслеживать их путь, так что мы будем знать, как сложится жизнь медвежат, с которыми мы познакомились через Facebook.

По словам Зураба Гуриелидзе, несмотря на все усилия, браконьерство и отношение к животным как к развлечению остается важной проблемой в Грузии. Примером он приводит историю медвежонка Дарико, которого сотрудники министерства охраны окружающей среды изъяли из одного ресторана.

«Медведи у ресторанов привлекают клиентов. Дарико привезли несколько лет назад, из района, она была слепа на один глаз, с приступали эпилепсии. К сожалению, этот медвежонок погиб. Когда подвыпившие люди выходили из ресторана, то поили ее пивом, а затем разбивали бутылки ей об голову», - вспоминает директор тбилисского зоопарка.

Браконьерство наказуемо, дело может дойти до уголовного преступления, но, к сожалению, убийство невинных животных остается развлечением для части населения.

«На одном рейсе был и ребенок ... Некоторым потребовалась медицинская помощь» - фото из зоны бедствия, где были эвакуированы до 100 человек

NDI: благодаря чему в Грузии низкое распространение коронавируса? - правильные шаги правительства и врачей - 73%, генетика и религия - 17%

Тестирование на коронавирус будет проведено на всех рынках