"В захоронении мы обнаружили скелет матери, прикрывающей ребенка...» - деревня в Хевсурети, которую выкосила чума

"В захоронении мы обнаружили скелет матери, прикрывающей ребенка...» - деревня в Хевсурети, которую выкосила  чума

Анатори - прекрасное поселение в Хевсурети, где солнце восходит дважды. Так говорят потому, что после рассвета солнце скрывается за горой, а потом снова появляется. В литературе и исторических источниках встречаются душераздирающие истории об этой деревне. Согласно преданию, в деревне появилась чума, чтобы болезнь не распространилась в другие поселения, люди по собственной воле возводили могильники и ждали смерти там.

В путеводителе «Шатил» (2008 год) Миха Чинчараули пишет: «Деревня Анатори находится в Грузии, в Мцхета-Мтианети, в муниципалитете Душети, исторической Хевсурети (наоборот), у стыка рек Аргуни и Муцосцкали, в 2-3 км к Северо-востоку от Шатили.

Деревня погибла в XVIII веке, так, что в соседние поселения не перешел ни один человек. В селе распространилась какая-то инфекция, «жами», как называли ее местные, так как могильщиков не осталось, больные анаторцы своими ногами шли к могильникам. Скидывали покойников с полок и кто знает, сколько времени ждали смерти без еды и питья. Наверное, человечеству неизвестен такой случай самозахоронения».

Профессор Амиран Арабули говорит, что когда в деревне появилась чума, в тот же день ее покинули 60 человек и по собственному желанию вошли в могильник, чтобы погибнуть.

«Чтобы чума не распространилась на другие деревни, мужчины, женщины и дети погибали так... Сегодня гости Шатили посещают и Анатори, так как это близко. Это деревня с удивительным прошлым, я бы хотел, чтобы об этом узнал весь мир!»

Корни Хатии Ликокели из Анатори. Она рассказывает нам легенду о деревне:

"Впервые я посетила Анатори в 2013 году, когда мне было 23 года, я никогда не забуду тех эмоций. На окраине деревни есть могильник, в котором погибла вся деревня. В детстве бабушка рассказывала, что была одна деревня, в которой появилась чума, вся деревня отправилась в могильник, чтобы не заразить другие села.

В могильнике нашли скелет женщины, прикрывающей колыбель, скорее всего она кормила ребенка грудью, так как скелет ребенка обнаружили там же. Это было невиданное самопожертвование, даже детей не отправили в другие деревни, погибли все. В могильнике хранилось множество драгоценностей, ведь в Хевсурети было много серебряных украшений, там жило много богатых людей. К сожалению, могильник ограбили. Часто это делали иностранцы. Унесли не только украшения, но и черепа и кости.

В детстве я думала, что рассказы бабушки миф. Фамилия бабушки была Арабули, она хевсурка и много знает об этом крае. Увидев могильники своим глазами я была в шоке. Вернувшись в Тбилиси, я стала искать информацию в архиве. В это время мне снились плохие сны, будто я стояла в могильнике, вокруг были люди в черном, с печальными лицами. Я часто просыпалась в слезах.

- Какую информацию вы нашли об Анатори?

- У могильников гору делит река, за горой была Анатори. Вспышка чумы в деревне была в 17 веке, что удивительно, ведь чума в горах редкое явление. У одного хевсурского воина случилась размолвка с односельчанами, и он копьем сломал икону пополам. Потом говорили, что чума была гневом иконы. Древние хевсуры были такими храбрыми, что построили у реки могильники – все, зараженные чумой своими ногами шли туда и ждали смерти. Там было столько людей, что покойников прислоняли к скале, и новоприбывшие занимали их места. Люди, погибшие там носили фамилию Сисваури. На хевсурском «сисви» означало зеленый цвет, у них были зеленые глаза. Моя настоящая фамилия тоже была Сисваури.

- Как спаслись ваши предки?

- Чума вспыхнула на одном берегу – в Анатори. До вспышки на другом берегу сын одной женщины гостил у родственников матери. Его вырастили бабушка с дедушкой, он поселился в Ликоки. Говорят, Ликоки кистинское название, и означает «живущие под горой». Китстинцы боялись нападать на них... Отсюда и наша фамилия.

- Сегодня в Анатори остались поселения?

- Есть редкие поселения. Наверное, здесь много важного для археологов. Не знаю почему, но у могильников всегда такой страшный ветер, даже свечи зажечь невозможно. Это очень мистическое место. Перед ним много черных скал.

Никто не посмел вновь поселиться в деревне, ведь хевсур никогда не станет жить в проклятом месте. Я очень хотела увидеть остатки дома предков, но там стоят пограничники и нужно разрешение. Когда я стою на той земле, у меня ручьем льются слезы. И я видела, как прыгали там иностранцы, так как нет даже надписи о том, какое это трагичное место.

Я хотела захоронить кости, но их оставили на виду, чтобы все видели величайшую боль хевсуров. Из могильника украли даже колыбель, потому что бабушка говорила, что в ее детстве колыбель там еще стояла. Необходимо уделить этому месту соответствующее внимание и оставить миру историю о величайшем самопожертвовании хевсуров».

«На одном рейсе был и ребенок ... Некоторым потребовалась медицинская помощь» - фото из зоны бедствия, где были эвакуированы до 100 человек

NDI: благодаря чему в Грузии низкое распространение коронавируса? - правильные шаги правительства и врачей - 73%, генетика и религия - 17%

Тестирование на коронавирус будет проведено на всех рынках