Как имеретинец стал водителем брата Николая II во время Первой мировой войны – «Когда он впервые увидел машину, преклонил колени и перекрестился...»

Как имеретинец стал водителем брата Николая II во время Первой мировой войны – «Когда он впервые увидел машину, преклонил колени и перекрестился...»

На первый взгляд имеретинская деревня Набослеви ничем не отличается от других грузинских деревень, но человек, рожденный здесь – Спиридон Худжадзе, напрямую связан со страшной Первой мировой войной или Большой войной, как ее называли до 1939 года.

По информации газеты «Кавказ», в июле 1914 года в Нальчике собрались избранные представители из Кабардино-Балкарских сел и решили создать полк кавказских всадников. Послали императору телеграмму с просьбой отправить на войну четыре сотни всадников.

По другим данным, одни из инициаторов создания «Дикой дивизии» (так прозвали объединенные в три дивизии 6 мусульманских полков – кабардинский, дагестанский, татарский, чеченский, ингушский и черкесский) был царский наместник на Кавказе Илларион Воронцов-Дашков. Наместник убрал с пути самых агрессивных и ненадежных кавказских мусульман, которые симпатизировали Турции и определили их в «Дикую дивизию». С другой стороны, наместниц руководствовался благородной целью: хотел хоть чем-то помочь изгою императорской семьи, младшему брату Николая II – Михаилу. Чтобы хоть как-то облегчить негативное к нему отношение при дворе и распределить Михаила куда-нибудь, в частности, назначить его начальником «Дикой дивизии».

Дело в том, что Романовы не смогли простить младшему брату царя то, что он после жениться на бывшей дважды замужем простолюдинке Наталье Брасовой. Воронцов с детства хорошо знал Михаила, а его сын Илларион, для домашних Ларка, был другом Михаила.

Удивительно, как любовь к автомобилям привела обычного имеретинца в «Дикую дивизию», где в 1914-1916 годах он служил водителем Великого князя Михаила. Великого князя назначили начальником дивизии 23 августа 1914 года, а Спиридон начала в ней служить 10 сентября.

Как рассказывает внук Спиридона, Тамаз Худжадзе, дедушка был уравновешенным человеком с чувством юмора. Чаще носил светлый китель и несменной шляпой на голове. Никогда не выходил на улицу небритым. До конца жизни ухаживал за своими усами. У него была специальная щетка, которую он использовал только для усов и волос.

До того, как стать водителем, юный Спиридон в Кутаиси выучился на слесаря – «инструментами резал железо, точил, сгибал, выпрямлял, сверлили и закалял». Стал прекрасным мастером, вскоре отслужил солдатский срок и вновь вернулся к слесарству. Это дело очень помогло в его будущей профессии.

1909 год по большой части определил его судьбу – в это время Спиридон отправился в Баку, на керосиновый промысел, которым в то время заправляли англичане. Там начал работать по специальности. Однажды, выйдя из конторы после получения зарплаты, заметил, что люди с интересом что-то рассматривали. Именно тогда Спиридон впервые в жизни увидел автомобиль, который ворчал заведенный... Спиридон преклонил колени перед этим чудом и перекрестился. Оказывается, ходил вокруг машины и приговаривал: «Боже, не дай умереть так, чтоб я в нее не сел».

Коленопреклонный человек привлек внимание английского промышленника, который, услышав о желании Спиридона, предложил ему работу. Благодаря этому англичанину Спиридон на свои средства прошел курсы по вождению, в рамках которых ему сохраняли 50% зарплаты, было бесплатное питание и проживание. Так начал Спиридон работать по новой профессии, накопил приличную сумму и купил пятикомнатную квартиру в Грозном, где жила его семья. Благодаря англичанину Имери (Спиридон назвал одного из своих детей в его честь) новоиспеченный имеретинский водитель стал обладателем двух керосиновых промыслов и если бы не революция и оккупация Россией Грузии, был бы весьма состоятельным человеком...

Вскоре началась Первая мировая война, англичане покинули Кавказ, а Худжадзе перевели в авточасть Закавказского штаба, расквартированный в Манглиси. Тогда во всем Закавказье насчитывалось всего 60 водителей, двое из них были грузинами (Спиридон и Алекси Туркиашвили), один армянин – Аветисян, еще один грузин по матери, а остальные – русские, украинцы и белорусы. Самый большой стаж – с 1911 года был у Худжадзе.

Около 1914 года, несмотря на стаж и заслуги, водителям провели экзамен – отправили во Владикавказ с четырьмя генералами. По дороге остановились где-то на перевале и перекусили шашлыком. Генералы сидели отдельно, водители отдельно. Спиридон вспоминает, что один генерал вышел из столовой и втихаря перекрывал в машине Спиридона трубу, подающую бензин. Зачем он это сделал – чтобы помочь своему фавориту ли для проверки профессионализма водителя, неизвестно. В общем, когда пришла пора двигаться, сдвинулись все автомобили, кроме машины Спиридона. После недолгих раздумий водитель поднял капот, устранил поломку и вскоре догнал остальных.

По возвращению в Манглиси, Спиридона разбудили в 2 часа ночи по приказу капитана Антоновского и приказали незамедлительно явиться к начальнику авточасти. В приемном он встретился с грузинскими портными – Никодимом Квимсадзе и Онисе Хуцишвили, которые шили чохи. Вскоре к ним подошел военным и попросил портных срочно взять мерки у Худжажзе. Спиридон поменялся в лице – подумал, что допустил промах, собираются расстрелять его и мерки берут для гроба. Так прошло несколько минут, а Спиридон выдохнул лишь после того, как к нему подошел штаб-капитан, пожал руку, приобнял и сказал: Спиридон, ты рожден под счастливой звездой. Завтра отдохнешь, а послезавтра отправишься в Западную Украину, к одному высокопоставленному человеку, все узнаешь на месте. И добавил – и меня не забывай.

Ему сшили 6 чох разных цветов – Спиридон удивился, мол зачем ему столько, но причину узнал позднее – Михаил Романов надевал чоху в соответствии с полком, который посещал, также поступали в его окружении, следовательно и Спиридон. Вот почему ему сшили столько одежды.

Спиридон попрощался с семьей и на машине отправился в путь с одним поручиком. В Тернополь они приехали на пятый день. На месте Спиридона детально расспросили о его жизни, а затем один полковник провел ему инструктаж, лишь после этого сообщив, что Спиридон будет личным водителем Великого князя Михаила Александровича Романова. «Когда я узнал об этом, думал, что во сне» - рассказывал Спиридон детям. Говорил, что чуть с ума не сошел от радости. Это ж не шутки, работать личным водителем царского брата.

Михаилу Романову доложили о прибытии нового водителя, за которым он и послал. Романов расспросил Спиридона о семье, и после недолгого разговора они вышли на полигон. Там стояло 5 иностранных машин, из которых Спиридон должен был выбрать 5. Он выбрал машины разных марок, которые переправили в мастерские и принялись приводить их в порядок. Лишь потом Спиридон узнал, что сначала Романову выбрали русского водителя, который Михаилу не понравился, и он попросил подобрать водителя на Кавказе, который бы не пил и не курил.

Спиридон был смелым и бесстрашным человеком. В знак уважения Великий князь подарил ему карманный часы, который до сих пор хранятся в семье внука Спиридона. В 1916 году ему вручили крест Святого Георгия четвертой степени за спасение начальника полка – первые две машины колонны сорвались в обрыв, погибли несколько офицеров высокого ранга, но Спиридон сумел спасти своего пассажира.

После февральской революции 1917 года, некоторые члены царской семьи собирались в изгнание заграницу. Михаил послал семье Спиридона вагон, загруженный одеждой и другими нужными вещами в Грозный, чтобы они на нем же вернулись в Петроград, а затем перешли заграницу. Об этом сообщили бывшему в Петрограде Спиридону. Он с нетерпением ждал прибытия семьи. Прошло время, вагон вернулся назад пустым. У Спиридона чуть инфаркт не случился: оказывается, жена отказалась переходить границу, взяла детей и убежала в Грузию. Спиридон до конца жизни не мог простить ей этого. Часто с болью в сердце говорил ей: «Надя, как же ты предпочла деревенский прасс Парижу».

После разных приключений в 1919 году Спиридон вернулся в Грузию и к работе слесаря. После советизации Грузии его не оставляли в покое – несколько раз проводили обыск в его доме, даже стены сломали – искали золото и драгоценности.

Его сын Имери вспоминал: «В нашей семье было много подаренных Михаилом Романовым вещей, но после войны мама меняла золото на еду и так вырастила пятерых детей. Помню, однажды она дала соседу золотые изделья и попросила принести продуктов. Сосед вернулся и сказал, что у него все отняли. А через некоторое время продал дом и перебрался в Тбилиси».

Спиридон работал механиком на шахте в Чиатуре, затем на строительстве Рионгесса, а после чинил холодильники в Цкалтубо. После выхода на пенсию, следил за своим домом в Кутаиси. Спиридон Худжажзе чудом избежал репрессий и скончался в 1973 году, в возрасте 92 лет.

«На одном рейсе был и ребенок ... Некоторым потребовалась медицинская помощь» - фото из зоны бедствия, где были эвакуированы до 100 человек

NDI: благодаря чему в Грузии низкое распространение коронавируса? - правильные шаги правительства и врачей - 73%, генетика и религия - 17%

Тестирование на коронавирус будет проведено на всех рынках