«Наш язык жив, хотя уже исчезает» — уникальный этнос в Кахети, о котором никто ничего не знает

«Наш язык жив, хотя уже исчезает» — уникальный этнос в Кахети, о котором никто ничего не знает

В 60-и километрах от Тбилиси, в селе Гомбори Сагареджойского муниципалитета, более века живут уникальные люди, называющие себя лайджи. Обществу, за исключением узкого круга языковедов, почти неизвестно о существовании в Грузии татаро-лайджурской этнической группы.

Лайджи живут в Грузии уже более ста лет. Сегодня их осталось около 150 человек. Они говорят на своем языке и называют себя лайджи.

zqranwrteqpov9dftgw9-1657869586-1658081818.jpg

Существование людей с таким этнонимом нигде не подтверждается. Сначала их называли татарами, но после всеобщей переписи 1939 года стали считать азербайджанцами.

«Но мы сами не считаем себя азербайджанцами. Наш язык еще жив, хотя уже исчезает. Нас становится все меньше, скоро некому будет говорить на этом языке. Конечно, хорошо было бы официально зарегистрировать нашу этническую группу, но кто может этим заинтересоваться?», - именно таков общий смысл разговоров, которые с местными жителями в селе Гомбори в регионе Кахети.

eslr3thbvstecdjaxt6p-1657869712-1658081882.jpg

Село, где живут лайджи, находится на Гомборском перевале. Оно расположено довольно высоко – 1,130 метров над уровнем моря, его окружает густой лес. Именно лес стал определяющим фактором выбора этого места для первой группы лайджев, которая приехала в Грузию из тогдашней Бакинской губернии. Их село там называлось Лахидж, сегодня это Исмаиллинский район Азербайджана.

Для этих переселившихся людей лес означал возможность укрыться от непогоды, добыть пищу и, самое главное - лес давал и возможность заработка: деревья можно было превращать в уголь, а затем его продавать.

Переселенцы изначально селились по всему региону – там, где находили работу и жилье. Обосновавшись, начали привозить семьи. И в итоге во время Второй мировой войны лайджи окончательно собрались в селе Гомбори.

Как рассказывают местные жители, в конце 19 века резко снизился спрос на их традиционную деятельность — изготовление изделий из меди ручной работы. Началась безработица, были частые беспорядки. И лайджи стали покидать поселение и искать новые места для жизни. Часть из них приехала в Грузию.

Около 20 семей прибыли в Гомбори в 1930-х годах. Мужчины работали одной командой, жгли уголь, а женщины занимались домашним хозяйством.

Впрочем, «домашним хозяйством» это можно было назвать условно, так как они довольно долго жили в лесу ,в шалашах из сена. И только накопив немного денег, смогли присоединиться к соотечественникам в селе, построить небольшой дом и завести скот.

kk-1657869883-1658082036.png

«Когда началась Вторая мировая война, всех мужчин забрали на фронт. Многие погибли. Не вернулся с войны и мой отец,и я его никогда не видел — его призвали в 1942-м, а я родился в 1943-м», — рассказывает Айваз Джафаров.

К концу 19 века, то есть, до переселения лайджев, население Гомбори составляло около 600 человек, и практически все они были русскими. В советское время здесь находилась крупная военная база с довольно развитой инфраструктурой, в ее составе была и ракетная бригада.

Многие лайджи-мужчины тогда поступили на постоянную военную службу, а женщины начали работать в госпитале в хозяйственной части.

Численность лайджей постепенно возрастала и к 1989 году превысила 400 человек. Жизнь вроде бы наладилась. Но случилось неожиданное: развалился Советский Союз, и военная база была ликвидирована. Русские военные со своими семьями уехали.

Увезти с собой в Россию все военное имущество было невозможно. Перевезли ракеты и крупную технику, а грузовые автомобили то ли оставили, то ли продали местным жителям. И в Гобмори эти машины до сих пор используются в хозяйстве.

1-1657870242-laidzhy-1658082185.jpg

Больше не было военной базы, не стало советского колхоза — и лайджи оказались без дела. Молодежь начала покидать село в поисках заработков.

«Сегодня в селе уже живут в основном пенсионеры. Тех лайджей, которые помнили традиции и обычаи наших предков, уже нет в живых», — рассказывает 83-летняя жительница села Санам Бахрамова.

В 1960 году в Гомбори переселили экологических мигрантов из высокогорного региона Пшав-Хевсурети. И в 1964 году большинство населения Гомбори уже составляли грузины.

Лайджи говорят, что переняли много культурных и бытовых элементов у соседей грузин. Чаще всего у семьи на обед приготовленные по-разному мясо и рис. Они употребляют в пищу баранину, говядину и свинину. Почти все семьи лайджей едят ее. Популярны лепешки с сахаром и суп из кислого молока с зеленью.

Лайджи по вероисповеданию мусульмане- шииты.

11-1657870334-sanam-bakhramova-1658082281.jpg

С установлением независимости и обретением религиозной свободы в Грузии, в одном из домов села общими усилиями они обустроили молельню, которую называют мечетью. Там мусульманское население Гомбори молится, справляет ритуалы, отмечает религиозные праздники.

Согласно переписи 2014 года, в селе Гомбори проживает 304 условных «азербайджанца». Половина из них лайджи, а вторая — таты.

использованная литература:

Неизвестная история лайджи - от Лахиджа до Гомбори

Лайджи - живущий в Кахети народ, о котором почти никто ничего не знает

Бека Гвиниашвили завоевал золотую медаль Гран-при Загреба

Сборная Грузии по регби победила Португалию со счетом 23:14

В Грузии скоро будет задействована интернет-система Starlink– компания Илона Маска получила авторизацию Комиссии по коммуникациям