Неизвестные истории из жизни Эдуарда Шеварднадзе - что вспоминает глава охраны бывшего президента

Неизвестные истории из жизни Эдуарда Шеварднадзе - что вспоминает глава охраны бывшего президента

Бывшему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе 25 января исполнилось бы 93 года. Предлагаем интервью из архива AMBEBI.GE, в котором глава его охраны Гурам Джаниашвили рассказывает о ныне покойном президенте и делится интересными и неизвестными подробностями из жизни Шеварднадзе. Полковник полиции Гурам Джаниашвили возглавлял службу безопасности Эдуарда Шеварднадзе в 1991-1994 годах.

«Я был начальником службы безопасности президента Эдуарда Шеварднадзе в 1991-94 годах. Эта служба относилась к безопасности, называлась 9-м управлением. Мы работали над расшифровкой поступающей в управление информации. Представляете, какой тогда был сложный период в стране? У всех было оружие, и каждый стрелял в любую сторону. Не буду хвастаться, но за время моей работы не было ни одного маленького инцидента, когда жизнь президента подвергалась бы в опасности.

Однажды мы получили ​​информацию, что в лифте в здании, куда мы собирались на панихиду, установлено взрывное устройство, поэтому мы поднялись по лестнице, а затем лифт разминировали. Был запланирован и еще один теракт. На дороге, по которой мы должны были ехать, будто была неисправность в люке с кабелями, хотя на самом деле было смонтировано взрывное устройство. Я посадил президента в машину и провез его домой по другой дороге, по набережной.

Однажды нам сообщили, что на дороге сломался троллейбус, пока я не заставил переместить троллейбус, домой не ушли. Эта информация пока нигде не озвучивалась.

- Сложно было работать с Эдуардом Шеварднадзе?

- Мы все время спорили, потому что он нас не слушался. Телохранитель должен сидеть в машине рядом с водителем, за ним должен сидеть только объект. У президента была такая черта, он садился в машину, а рядом сажал председателя парламента или его заместителя. Стрельба не входит в обязанности личной охраны. Если замечено, что во время движения есть опасность, охранник оборачивается, ему следует уложить объект на заднее сиденье, прикрыв телом. Огонь же должны открыть из других машин. А когда кто-то сидит рядом с ним, как его уложить? Мы спорили об этом все время.

Есть охрана, личная охрана и охрана периметра. Снайперы являются частью охраны периметра и если они заметят угрозу, должны предотвратить ее для объекта. Когда вы идете на встречу на площади, в поле, в городе или лесу, вы должны просчитать все опасности, все осматривать и проверять. Это делает т.н. ОТД, потом врач, который проверяет пищу, чтобы узнать, не отравлена ​​ли она. Все это контролируется личной охраной.

Первое лицо страны должно пользоваться отдельным лифтом, у президента был свой лифт в здании ИМЭЛа, один из членов правительства выразил претензию в плане того, чтобы самому пользоваться этим лифтом. Я был категорически против, а сам президент говорил - что такого, если этим лифтом будет пользоваться и кто-то еще, это ведь мой лифт, пусть и другой поднимается и спускается. В лифт, обслуживающий президента, другие входить не должны. Потому что, откуда я знаю, что он заложит в лифте? Была у него еще одна удивительная черта, если мы останавливали машину возле здания ИМЭЛа, он выпрыгивал и входил туда, где больше всего людей.

- Какая нагрузка у водителя, кроме помощи в передвижении?

- Фактически водитель - тоже охрана, носит оружие, имеет чин и проходит те же курсы. Во время второго взрыва Шеварднадзе водитель сыграл большую роль в его спасении, если бы он совершил хотя бы небольшой маневр, весь огонь достался бы одному человеку и уиничтожили бы всех.

- Сколько всего человек у него было в охране?

- Всего в управлении работало 320 человек, включая уборщиц. В личной охране было 10 человек. Была старая черная «Волга» и два «07», даже сирены не стояло. Часто у этих машин ломался двигатель, иногда они не заводились и в 7 часов утра парни их толкали, потом снова поднимали вручную, и была целая история.

Я им говорил, что у нас в гараже новая «Волга», воспользуемся ею, на что он мне отвечал, что люди стоят в очередях за хлебом, что, мол, они скажут, если я сяду в новую машину.

Смотрели на нас Америка и Германия, а затем дали нам бронированный автомобиль Nissan, хорошо, что он сидел именно в нем во время теракта. Что бы его спасло, если бы он был в «Волге»? Имидж страны – чтобы высокопоставленное лицо передвигалось на хорошем, надлежащем автомобиле, а если вы поедете на встречу на «Волге», кто станет инвестировать в вашу страну? Современные автомобили эскорта бронированные и соблюдены все детали безопасности. Фиксируют даже пролетающую птицу.

Тамар Бочоришвили, AMBEBI.GE

Поддержка голодающему дяде и жизнь за границей – кем являются племянницы Михаила Саакашвили и чем они занимаются?

Тенгиз Церцвадзе – Я поддерживаю введение т.н. зеленых ковид-паспортов - Если не хочешь прививку, смирись со своеобразным дискомфортом

Украинский врач Михаила Саакашвили – С сегодняшнего дня Саакашвили отказывается от медицинского наблюдения, от анализов и тех медицинских процедур, которые облегчают ему процесс голодовки